Болгарское кино
В 1944 году, в шестнадцать лет, Вотье стал бойцом партизанского отряда, действовавшего против нацистов. Был награжден Военным крестом. В 1946 году поступил в Киноинститут, а уже в следующем году принял участие в качестве стажера в работе над фильмом Луи Дакена «Великая битва горняков». В 1950 году, чтобы снять серию картин о деколонизации, Рене Вотье отправляется в Алжир, где затем участвует в работе по организации в молодой республике Аудиовизуального центра. Вернувшись в 1970 году во Францию, создает Бретонский киноцентр по производству фильмов; здесь им сняты известные картины «20 лет в Оресе» (премия на Каннском фестивале 1972 года), «Безумная из Тужана», «Когда ты говорила Валери», «Черные волны — красная ярость» (приз за лучший документальный фильм на фестивале в Роттердаме в 1979 году).
В настоящее время Рене Вотье работает над телесерией об участии кинематографистов в освободительной войне в Алжире. Эта серия во многом основана на личных впечатлениях: Вотье сражался в рядах Фронта национального освобождения за независимость алжирского народа. В свое время реакция французских колониальных властей, узнавших о бойцах-кинематографистах, была однозначной: все они были объявлены шпионами; Вотье получил ярлык «агитатора», «посланца Москвы»…
Второй фильм серии — «Колониальный кляп» — расскажет, в частности, о трудностях, с которыми столкнулись французские режиссеры Ален Рене, Клод Отан-Лара, Луи Дакен, Саша Верный, стремившиеся сказать правду о колониальном режиме в Алжире. В соответствии с «законом Мока» от 1957 года негатив фильма Саши Верного «Свободу Алжиру» был конфискован. «Я лично был обвинен в нарушении тринадцати статей закона и оказался в тюрьме, — рассказывает Рене Вотье на страницах газеты «Юманите», — на основании этого же закона был запрещен фильм Жака Паниеля об убийстве оасовцами 21 октября 1961 года алжирских патриотов в Париже… Мы расскажем и о том, как алжирское кино в условиях независимости способствует поступательному движению к социализму; постараемся восстановить фильм «Народ на марше» — первый алжирский фильм, негатив которого был уничтожен колонизаторами…»
На вопрос, что он собирается снимать во Франции,. Рене Вотье сказал, что намерен расследовать на экране историю убийства в декабре 1924 года во время забастовки пяти рыбаков, тогда же погиб и мэр городка Дуарнене. «Но эти убийства, — говорит Вотье, — не сорвали забастовку на консервных заводах, напротив, правительству пришлось запретить фашистские лиги, тем самым приостановив развитие фашизма во Франции…» Вотье замечает: «Во время своих встреч со зрителями я представляюсь как режиссер, коммунист и бретонец. Я снимаю свои фильмы исходя из своих коммунистических убеждений».
Рене Вотье говорит, что телевидение отказывается демонстрировать картины о борьбе трудящихся Бретани за свои права, созданные им и его товарищами. Чтобы закончить фильм о загрязнении побережья Бретани нефтью, вытекающей из танкеров («Черные волны — красная ярость»), потребовалась помощь левых муниципалитетов Бреста, Ренна, Нанта, Лориана, Сен-Бриа.
Оставить комментарий