«Человек-волк» является полным римейком оригинального классического фильма студии «Юниверсал» 1941 г., основанного на сценарии знаменитого немецкого короля готических ужасов Курта Сайодмака. Снятый в разгар Второй мировой войны, он стал основоположником целого жанра фильмов-ужасов, заметно повлиявшим на практически все более поздние фильмы про оборотней. Не находя новых идей, спустя десятилетия, старейшая голливудская студия решила вернуться к своим истокам и воссоздать проект в новой стилистике и на новом уровне кинопроизводства, пригласив в качестве его режиссера Марка Романека — знаменитого клипмейкера конца прошлого века, работавшего с Майклом Джексоном и Мадонной и снявшего самые дорогие клипы в истории музыки.
Решив снискать на старости лет лавры в кино, Романек проработал над фильмом в течение года и снял многие его экшен-сцены. Но когда дело дошло до драматургии, до постановки диалогов актеров, то он просто не знал, как снимать «Человека-волка» дальше и со скандалом покинул проект. Пришедший ему на смену маститый Джо Джонстон, по сути, стал создавать фильм заново, переделав его сценарий и изменив визуальную эстетику. В итоге, съемки фильма затянулись намного больше, чем планировала студия, его стоимость увеличилась в полтора раза, зато мэтр снял действительно качественный, местами страшный и стильный готический фильм-ужасов в викторианском стиле, намного превосходящий по драматургии и эмоциональному напряжению свой оригинал.
Анализировать сюжет «Человека-волка», практически в точности повторяющий оригинальный фильм — бессмысленно. Небольшие изменения, которые были добавлены в его сценарий, коснулись лишь событий из прошлого Лоуренса Тэлбота, которые привели его к отдалению от отца после смерти матери и нескольких новых сцен в ночном Лондоне. Но, взяв за основу известный готический сюжет про оборотней, Джонстон сумел развернуть его как мрачную психологическую драму, мастерски стирая грань между вымыслом и реальностью. Благодаря его стараниям новый «Человек-волк» превратился в фильм-метафору, символизирующую самые темные глубины бессознательного, в которых могут скрываться многие неведомые нам тайны. Фильм-трагедию обычного человека, однажды понимающего, что он стал чудовищем.
Главный герой фильма — Лоуренс Тэлбот, безупречно сыгранный оскароносным Бениссимо Дель Торо, возвращается после долгого отсутствия в свое родовое поместье — деревню Блэкмор. Возвращается помимо своей воли, получив известие об исчезновении брата от его невесты Гвен (Эмили Блант). Узнав, что некое существо жаждущее крови убивает сельских жителей и влюбившись в Гвен, Лоуренс понимает, что она находится в смертельной опасности. Чтобы защитить ее он должен рискнуть и уничтожить чудовище в мрачных, залитых светом полнолуния лесах. Но прежде чем чудовище будет убито, на Лоуренса ляжет древнее проклятие, которое откроет такие темные закоулки его души, о которых он даже не догадывался.
С самого начала просмотра фильма во время предпремьерного показа становится ясно, что Джо Джонстон относится к той редкой плеяде современных режиссеров, которые не просто снимают кино, а вкладывают в него весь свой талант, весь опыт, который они наработали за долгие годы. И это отношение чувствуется буквально в каждом кадре, поражая не только великолепной драматургией и динамикой развития сюжета, но и уникально точной визуальной стилистикой, завораживающей и полностью погружающей тебя в викторианскую Англию на стыке XIX и XX веков. За последние месяцы мы могли уже два раза познакомиться с атмосферой той эпохи в фильмах англичан Гая Ричи и Оливера Паркера. Но все, что нам показали в «Шерлоке Холмсе» и «Дориане Грее» было не более, чем стилизацией, схематично воссоздавшей лишь отдельные фрагменты Англии девяностых годов позапрошлого века.
В отличие от спесивых англичан, техасец Джонстон в «Человеке-волке» показал именно ту провинциальную Англию, именно тот Лондон, какими они и были во время действия фильма. Для этого он часами смотрел старую кинохронику, неделями, вместе со сценаристом и оператором не вылезал из Британского музея, изучая предметы обстановки, картины и гравюры конца XIX века, но эти труды увенчались полным успехом. Мы действительно видим и ощущаем, словно путешествуя на машине времени, ушедшую эпоху, какой она и была столетие назад. И дело не только в аутентичной визуальной эстетике фильма, в достоверности архитектуры, предметов обстановки, быта, костюмов, но и в том, что герои фильма выглядят, говорят, думают и действуют именно как англичане того времени.
В этом отношении нельзя не отметить просто блистательные актерские работы. Помимо Дель Торо и Эмили Блант, в фильме в полной мере проявился драматический талант Энтони Хопкинса, очень тонко сыгравшего противоречивого отца Лоуренса — сэра Джона Тэлбота. Со времен Ганнибала Лектора я не видел Хопкинса, играющего с таким вдохновением в каждом кадре. Ну и конечно, как всегда великолепен Хьюго Уивинг, на редкость удачно воплотивший сложный образ инспектора Эберлайна, который приезжает в сонный Блэкмор, чтобы раскрыть таинственные убийства. Того самого Фрэнка Эберлайна, реальный прототип которого в это время в Лондоне пытался поймать легендарного Джека-Потрошителя. В фильме «Из ада» роль инспектора Эберлайна сыграл Джонни Депп, так что у всех, кто его видел, будет уникальная возможность сранить актерское прочтение образа одного и того же персонажа такими разными актерами.
Конечно, не очень искушенному зрителю, привыкшему к примитивному гротескному стилю актерской игры в многочисленных экранизациях комиксов, актерские работы Дель Торо и Хопкинса могут показаться несколько странными. Но с позиции человека конца XIX века, живущего в совершенно другом мире, замедленном и тягучем временном дискурсе, без Интернета и массы гаджетов, они бы показались просто идеальным воплощением современников и в этом видится огромная заслуга и актеров и режиссера фильма.
Единственный заметный минус «Человека-волка» связан с его сложной историей создания — технологическими проблемами, вызванными вынужденной заменой режиссера, сценариста и оператора. В силу того, что Джонстону необходимо было в рекордные сроки полностью переделывать и доснимать «Человека-волка», интегрируя в новый сценарий элементы старого сценария и некоторых сцен, снятых Романеком, фильм иногда теряет целостность повествования, логичность построения отдельных диалогов и сценарных переходов.
Однако, небольшие сценарные изъяны с лихвой компенсируются эмоциональным воздействием «Человека-волка», которое, как и в других фильмах про оборотней строится на динамичных сценах трансформаций обличий Лоуренса, снятых на предельном уровне достоверности. И это не удивительно, ведь этим занимался крупнейший в мире специалист по гриму — Рик Бейкер, который создавал маски всех приматов в «Планете обезьян» Бертона и чудовищ из недавней сказки «Там, где живут чудовища». Досконально проработанный грим дополняют качественные CGI-эффекты, выполненные настолько органично, что практически сливаются с реальной съемкой. Соответствует мрачной атмосфере фильма и его музыкальное сопровождение. Самая разнообразная музыка, от английской классики XIX века до Groove Addicts, удивительно точно раскрывает и дополняет трагичную эмоциональность великолепно поставленных драматических сцен.
Итог.
«Человек-волк» — блестящее воплощение известной готической истории на уровне лучших образцов английской драматургии, поразительно тонко передающий психологизм человеческой трагедии на фоне скрупулезно воссозданной атмосферы викторианской эпохи. Один из лучших фильмов в своем жанре за последние годы, намного выходящий за рамки стандартного фильма ужасов по степени своего эмоционального воздействия на зрителя.
Оставить комментарий