Дамы и господа, случилось невероятное, из ряда вон выходящее событие. Наконец-то, спустя каких-то полвека, мир кино облагородил байопик первого побывавшего в космосе человека, нашего соотечественника, советского космонавта Юрия Гагарина. Более того, байопик нашего же производства, который долгие четыре года с упорством, достойным имени этого человека, шел к экранам кинотеатров, часто благодаря, временами вопреки, но не теряя при этом духа. Старания создателей картины оказались не напрасны – будь Юрий Алексеевич сегодня жив, он бы, наверное, остался доволен. Впрочем, этого светлого человека с не сходящей с лица улыбкой, кажется, ничто не могло всерьез расстроить…
«Гагарин. Первый в космосе» – история подготовки к полету и самого полета космонавта №1, перемежающаяся флэшбеками о его жизни. Детство в деревне, знакомство с будущей женой и рождение его ребенка, отбор и тренировки с сослуживцами. Иногда в повествование переключается на причастных к его судьбе людей, а то и сцены, во время которых эту самую судьбу решали. Сами переходы между действиями, между настоящим и прошлым, сделаны очень умело, деликатно и уместно. Практически каждый из них сопровождает ситуация или воспоминания – Юрий Алексеевич заглядывает в собственное прошлое, стоит только чему-либо из окружения ему об этом прошлом напомнить.
А благодаря Ярославу Жалнину эмоции космонавта угадываются сразу, без труда, при этом не вызывая совершенно никакого отторжения. О чем он думает, что чувствует – все это понятно даже без слов, притом Жалнин, похожий на Гагарина и внешне и, как будто бы, внутренне, ни разу не переигрывает. Настоящая находка для всего фильма, удручающе малоизвестный актер, с подобающим достоинством – и наверняка с изрядной долей почтения – продемонстрировавший на экране не только и не столько легендарную фигуру, сколько простого, живого человека, с надеждами и страхами, любовью и смелостью, и с обычным стремлением к необычной цели.
Больше всех ему помогает на этом пути сам Сергей Королев, в блестящем исполнении Михаила Филиппова. Он создал образ, к которому невозможно не проникнуться симпатией, образ добродушного, преданного делу, часто сентиментального и неизменно прозорливого человека, чья мудрость подкреплена реальными знаниями, реальной наукой. Его стараниями Сергей Королев стал человеком, за которым готов идти до края света и еще чуть дальше, к звездам – отчего сразу понимаешь, почему его стараниями и усилиями первый человек в космосе был гражданином СССР, а не США. Гордость и ум не только советской космонавтики, но и Советского Союза вообще.
Не меньшего внимания заслуживают и прочие актеры, но им придется простить автора этих строк, ибо если описывать всех, то получится не рецензия, а маленький талмуд. Но не упомянуть хотя бы генерала – Владимира Стеклова, жену Гагарина – Ольгу Иванову, его ближайшего соратника Титова – Вадима Мичмана, а также его, Гагарина, родителей – Надежду Маркину и Виктора Проскурина (последнего – особенно), будет просто не вежливо. Ведь благодаря их усилиями история приобрела трогательный, даже душещипательный оттенок. Напоследок позвольте отметить еще одного человека – Никита Сергеевич Хрущев в исполнении Владимира Чуприкова вышел хоть слегка гротескным, но невероятно колоритным персонажем.
Лучше всего дух фильм отражает цитата Циолковского из эпиграфа, в которой он говорит о том, что колыбель нашу, родную Земли, рано или поздно предстоит покинуть. Полет Гагарина в космос – первый шаг, поистине огромный шаг для человечества, на пути к этой неизбежной цели. И сцены полета – захватывающие и устрашающие, вместе со сценами празднования этого полета всем Советским Союзом, лучше всего это отражают. Кожа неизбежно покрывается мурашками, а в уголках глаз скапливаются слезы радости, когда студенты высыпают на улицы, когда отец впервые узнает, что майор Гагарин – это его повышенный в звании в одночасье сын. Наконец, когда сам Гагарин, под новомодные – и, как ни странно, крайне уместные – блики а-ля Дж. Дж. Абрамс устремляется в аппарате на ракетоносителе ввысь, и как вскоре – хотя кажется, что прошла целая вечность – приземляется в чистом поле, на глазах у изумленных и напуганных местных. И все это – под звуки торжественной, воодушевляющей музыки Джорджа Каллиса, придающей картинке силу и размах.
Но, несмотря на все величие происходящих событий, на весь их масштаб, «Гагарин. Первый в космосе» – фильм с удивительной, уютной и доброй атмосферой. Никаких холодных ноток; без преувеличения, на душе становится тепло, когда его смотришь. Несмотря на соревнование между участниками, несмотря на линию дружбы с Германом Титовым, прошедшей проверку на прочность, несмотря на нелегкое детство и все критические ситуации на орбите – снятые удивительно напряженно, так что ловишь себя на переживании за жизнь Гагарина, пусть и прекрасно знаешь исход – даже не зная деталей его биографии подсознательно чувствуешь, что все закончится хорошо. Не может не закончиться, слишком хороший он был человек.
Как же все-таки приятно, что и эта советская знаменитость – простите за тавтологию, самая знаменитая из всех – наконец-то обрела художественную жизнь на экране. Незаслуженно обделенный доселе вниманием по этой части, теперь, несмотря на все невзгоды, на постоянно уходившую вперед дату премьеры, он обрел фильм, сделанный людьми, очевидно питавшими безмерное уважение к нему. Павел Пархоменко вместе со съемочной командой создали ленту, которой можно гордиться.
Хочется верить, что фильм окупится, что скромная рекламная кампания не сильно скажется на сборах, что зрители действительно помнят и любят, и сарафанное радио себя оправдает. Хочется, потому что оптимизм иногда все же полезен, и потому что сам Юрий Гагарин вряд ли бы одобрил опущенные руки. Но даже если всего этого не произойдет, этот фильм уже доказал, что еще остались истинные почитатели первого в мире космонавта, готовые и способные четыре года ждать и работать только для того, чтобы показать всем, через что пришлось пройти этому человеку, напомнить нам о его нелегком пути. Честь им и хвала, это действительно дорогого стоит.
Ибо никогда не будет лишним напоминание о величайшем путешествии человека, представлявшего все человечество – о путешествии к звездам. Так что можно быть уверенным, что даже сквозь века и, не побоюсь этого смелого слова, тысячелетия, когда все прочие свидетели этих событий, когда «тысячи тысяч», летевших вслед за первым, будут забыты, имя самого Юрия Гагарина будут помнить все так же хорошо. И в глазах наших потомков будет неизменно загораться светлый, радостный огонек при одном только упоминании этого эпохального восклицания: «Поехали!».
По Станиславскому — НЕ ВЕРЮ!!! Передергивание фактов, плохая режиссерская и операторская работа! А самое главное: мораль фильма — У НАС ВСЁ ОТНЯЛИ!!! и полеты в небе, и МКС, и Луну, и будущее….
Оставить комментарий