Фанатам Коэнов всегда не хватает фильмов от любимых режиссёров. Поэтому когда Коэны пишут сценарий для кого-то ещё, а бывает это не так часто, фильм встречают бурными овациями. Потому что Коэны.
В самом деле, почему не расслабиться в ожидании ближайшего коэновского фильма «Внутри Льюина Дэвиса», который в России выйдет только летом, и не посмеяться над ещё одним типично коэновским сюжетом? Специалист по живописи решил «кинуть» своего ненавистного босса, миллионера и коллекционера, на очень приличную сумму. Для этого нужно разыграть не такую уж сложную (на первый взгляд) партию. Создать фальшивую картину Моне (сделано), повесить её там, где она могла бы висеть, если бы сохранилась (сделано), придумать для этой картины владелицу, договорившись с американской провинциалкой (сделано), привезти её в Лондон и представить хозяину (сделано), продать фальшивку за бешеную сумму и торжествовать (пока ещё не сделано). Всё просто. Но всегда могут возникнуть неожиданные препятствия.
Коэны не так часто пишут сценарии к чужим фильмам. Среди таковых — «Голый король» Тодда Андерсона, «Простая история лапши» Чжана Имоу и ближайший фильм Анджелины Джоли.
Криминальный сюжет у Коэнов всегда несёт в себе элементы абсурда и чёрного юмора. Концентрация действия всегда слишком высока, и зритель постоянно балансирует вместе с героями-неудачниками между безоговорочным триумфом и сокрушительным провалом. Как водится у Коэнов, героев постоянно бьют и унижают, но те, благодаря своему упорству и невозмутимости, всё равно настырно продираются к выбранной цели. Следовательно, для правильной реализации сценария Коэнов нужно: а) чтобы сюжет нигде не отпускал, и балансирование было предельно острым; б) чтобы актёры заставляли зрителя сопереживать им и смеяться над ними одновременно.
К чести режиссёра Майкла Хоффмана («Сон в летнюю ночь», «Последнее воскресение»), который в последние годы не так часто снимает кино, предпочитая продюсерскую деятельность, он вполне достойно справился с обеими задачами. Он постарался во всём идти коэновским путём. Набрал актёров, среди которых Колин Фёрт, Камерон Диаз, Стэнли Туччи и, что особенно забавно, Алан Рикман (профессор Снэйп из «Гарри Поттера») в роли главного злодея. Каждому из актёров — по необычному амплуа, которое позволяет всласть повалять дурака на экране. Фёрт без штанов бегает по дорогому отелю. Диаз заарканивает льва с диким гиканьем. Туччи со страшным немецким акцентом выбивает себе высокие гонорары. Рикман попросту ходит голышом (впрочем, не всегда). Это остроумно, а талант актёров позволяет им отыгрывать свои партии так, чтобы было не пошло, а «пряно», даже когда шутки опускаются намного ниже пояса.
Режиссёрски Хоффман действует очень сдержанно, предоставляя актёрам ровно столько пространства, сколько нужно, чтобы отыграть сценарий. Он ведёт повествование в несколько старомодном стиле, одновременно подражая любителям киностарины Коэнам и консервативному (по форме) британскому кино. В результате фильм у Хоффмана получился в чём-то даже более коэновским, чем у самих Коэнов, которые со временем становятся более мрачными, жёсткими и экспериментальными, между тем как многие их поклонники следовать за своими кумирами не хотят, требуя лёгкости «Фарго», «Преемника Хадсакера» и «Большого Лебовского». Им и достанется основное удовольствие от «Гамбита». Ну, и аудитория «Гарри Поттера» порадуется: голый Снэйп — это очень неожиданно. Словом, в отношении этого фильма очень точно можно сказать с помощью его рекламного слогана: «Искусная подделка». Без всякой отрицательной коннотации.
Оставить комментарий