Актуальный Пелевин
В течение пяти лет режиссёр Виктор Гинзбург и целая плеяда известных актёров и телевизионных персон работала над созданием фильма по культовому роману Виктора Пелевина «Generation П». Российские зрители с нетерпением ждали выхода картины на широкий экран, ведь проект намечался грандиозный.
Несмотря на отсутствие государственного финансирования, продюсеры нашли средства, но нельзя не отметить, что с деньгами были проблемы, поэтому работа над лентой периодически приостанавливалась. К тому же Виктор Гинзбург постоянно изменял сценарий. В одном из интервью популярный телеведущий Александр Гордон, исполнивший роль Ханина, сказал: «Я начинаю открывать рот, а мне говорят: «Что ты делаешь, когда ты этот текст получил?» Я отвечаю, что накануне вечером. А в ответ: «Сейчас уже все по-другому»».
Но, тем не менее, картину всё-таки сняли и выпустили в широкий прокат. И именно сейчас она выстрелила, поскольку фильмы о России 90-х годов последние годы снимаются с завидным постоянством. За примерами далеко ходить не надо. «Кочегар» (2010) Алексея Балабанова и «Пирамммида» (2011) Эльдара Салаватова еще раз доказывают, что интерес к тем временам еще не иссяк, а, напротив, только набирает обороты. По словам Виктора Гинзбурга, именно сейчас появилась та необходимая дистанция, с которой уже можно осмысленно смотреть на 90-е и анализировать их.
К тому же, история восхождения рекламщика Татарского актуальна и по сей день. На главную роль был выбран никто иной как Владимир Епифанцев, начинавший в копрофилическом трэше Светланы Басковой «Зелёный слоник» (1999), который считается многими любителями кино худшим фильмом из когда-либо снятых. После этого он снимался, в основном, на телевидении. Однако актёр достойно справляется со своей ролью.
Его герой из так называемого «Поколения Пепси». На его молодость пришлось окончание советской эпохи и начало перестройки. Все те материальные блага, о которых в СССР только мечтали, хлынули потоком уже в Российскую Федерацию. Появилось то, чего не было в Союзе, — реклама. В этой стезе и нашёл своё признание человек со странным именем Вавилен Татарский (образовано от Василия Аксёнова и Владимира Ильича Ленина). Начиная продавцом в ларьке, он открыл в себе удивительное качество — придумывать запоминающиеся и броские рекламные слоганы.
В советское время подобная профессия была никому не нужна, но наступили другие времена, и талант Вавилена оказался востребован. Татарский продолжал подниматься по карьерной лестнице, постигая всё новые вершины, переходя во всё более крупные конторы. И, наконец, дошёл до предела. Тут включается фантазия Пелевина о том, что правительства не существует, и все его появления — тоже рекламные ролики. Это очень остроумно, а, главное, продумано так, что выглядит вполне реалистично.
Основная сюжетная линия разбавляется наркотическими трипами главного героя в компании друга Гиреева (Сергей Шнуров) и общением с духами. О последнем подробнее, потому как в книге Татарский общался с Че Геварой, который произнёс очень длинный и важный монолог, собственно, излагающий философию рекламы. Эта сцена является одной из ключевых, поэтому создатели фильма не могли обойти её вниманием, хотя для постановки она очень сложная.
Вышло неудачно. Монолог был сильно сокращён, из него выкинули ряд важных моментов, более того — Че Гевара говорит так быстро, что едва ли не читавший книгу зритель поймет, о чём идёт речь. В остальном экранизация по большей части удалась. Несмотря на то, что создателям пришлось вырезать несколько сцен и даже линий, выглядит фильм достаточно стройно, хотя местами немного сумбурно.
Гинсбург старается показать как можно больше информации в секунду времени, что делает фильм довольно сложным для восприятия незнакомого с книгой зрителя. Но несмотря на отсутствие опыта у режиссёра фильм вышел хорошим. Подобным высоким уровнем не могут похвастаться многие отечественные режиссёры, работающие и не первый десяток лет.
Хорошо воссоздана эпоха 90-х, интересны безумные психоделические путешествия Татарского, а главное, это всё органично смотрится в рамках одной ленты, в которой граница между реальным и ирреальным постепенно стирается. В этом режиссёру, конечно же, удалось поймать настроение и особую атмосферу Пелевина. Однако большинство второстепенных персонажей остались нераскрытыми и в лучшем случае представлены лишь понятными для зрителя типажами.
Впрочем, звездный актерский ансамбль несколько сглаживает эту ситуацию. Почти 20 хорошо знакомых российскому зрителю лиц невольно ассоциируются со сложившимся у публики образами. Например, Александр Гордон, исполняющий роль Ханина, продолжает вести себя так же, как и в своих телепередачах, что выглядит естественно, и его образ запоминается. Загримированный Иван Охлобыстин в роли Малюты ничего особенного не показал, но опять же привлёк внимание зрителя. То же самое касается и Романа Трахтенберга с Сергеем Шнуровым. Их персонажи толком не раскрыты, но хорошо знающий этих людей зритель быстро додумал сами характеры героев.
Единственный, кого хотелось бы отметить, это Михаил Ефремов. Леонид Азадовский в его исполнении оказался самым колоритным из всех персонажей. Кокаинщик и эпатажный босс, нюхающий порошок, лёжа на ковре в своём офисе, получился очень точной карикатурой на тех, кому в 90-е случайно досталась власть. Остальные актёры не так часто появляются на экране, чтобы можно было как-то оценить их игру. Особенно обидно за Ренату Литвинову, которая могла бы хорошо вписаться в пелевинское ироничное повествование, но, увы, в «Generation П» нет крупных женских ролей.
Ожидаемый в течение пяти лет проект себя оправдал. Перед нами достойная экранизация культового романа, который приятно будет посмотреть не только отечественному зрителю. Кстати, продюсеры рассчитывают на коммерческий успех и за рубежом. Реклама — по-прежнему актуальная тема, но даже не это главное. Основной вопрос, мучающий Татарского на протяжении всего произведения, — кто за всем этим стоит? На него, как известно, ответ найден не был.
Оставить комментарий