Главная » Современник, Фильмы

Легенда №17

1 апреля 2013 Нет комментариев Рейтинг КиноПоиск: ---, IMDB: ---
Легенда №17

2 сентября 1972 года. Монреаль. Хоккейная сборная СССР с разгромным счетом 7:3 победила канадских профессионалов из НХЛ в стартовом матче эпохальной Суперсерии СССР-Канада. Это была не просто игра, это была битва за свою страну, которая перевернула мировое представление о хоккее.

Теперь весь мир знал его просто по номеру «17». Валерий Харламов, забивший в том матче 2 шайбы мгновенно взлетел на вершину славы. Сбылась его мечта -упорство, спортивный талант и суровые уроки великого тренера Анатолия Тарасова сделали из «номера 17» легенду мирового хоккея.

В главных ролях:
Данила Козловский
Олег Меньшиков
Владимир Меньшов
Роман Мадянов
Светлана Иванова

Рецензия от МАК СИМ

Победоносное шествие «Легенды N17» по кинозалам Отечества — факт занятный и симптоматичный. Можем друг друга поздравить — российское кино стало большим и взрослым. Но при этом — и еще более советским, чем раньше.

Традиция героической кинобиографии одинаково цветисто прорастала и на родной, и на калифорнийской земле. Только здесь, по понятным причинам, снимали все больше про людей государственных типа Ивана Грозного с Петром Первым, а там про всяких героических одиночек, в том числе — из мира физкультуры и спорта (вспомним фильмы про Мохаммеда Али и малоизвестных нам бейсболистов). «Легенда» наглядно демонстрирует, как причудливо сплелись в новом русском кино черты Советского и Голливудского Больших стилей .

Фильм про великого советского хоккеиста Валерия Харламова выстроен и снят абсолютно в стилистике великого — не в смысле художественном, но по широте размаха — кино американского, где герой-одиночка идет наперекор системе и в итоге успешно прогибает эту систему под себя. Ровно как последний герой боевика, невзрачный и щупловатый паренек — а Харламов примерно таким в жизни и был, во что, конечно, глядя на исполнителя главной роли Данилу Козловского верится с трудом — становится хоккейной суперзвездой, победителем канадских профессионалов и героем нации. Рядом с ним, в полном соответствии с теми же байопиковыми традициями, — наставник, злодей (олицетворяющий всю гнусность советской системы представитель Спорткомитета в лице Владимира Меньшова) и красавица (уже начинающая раздражать своими наивными веснушками Светлана Иванова).

Особого упоминания заслуживает, пожалуй, первый из перечисленного ряда — знаменитый хоккейный тренер Анатолий Тарасов в исполнении Олега Меньшикова. Образ примечателен не только тем, что хоть чуть-чуть выбивается своей неоднозначностью из привычной жанровой парадигмы «хороший-плохой» — Тарасов хоть и гнобит Харламова на скамейке запасных, но ни на минуту не дает зрителю усомниться в собственной гениальности — но и явно обозначенным переходом Меньшикова в другую актерскую лигу — из героев в характерные персонажи. Переход этот удался человеку, который лет пять назад еще вполне мог претендовать на роль Харламова, блестяще, оставляя лишь сетовать на неумолимость времени, но ни в коем случае не на потерю Олегом Евгеньевичем мастерства и харизмы.

С остальными участниками этого хоккейно-мелодрама-политического балета чуть сложнее. Слово «балет», кстати, я употребил не случайно — то, как сняты именно хоккейные эпизоды заставляет вспомнить о второй, после собственно хоккея, экспортной гордости Советского Союза. Монтаж и пластика моментов игры и правды по-балетному красивы и, что не менее важно, не оставляют ощущения искусственности — как увы, часто бывает, когда в кино пытаются показывать спорт. А вот за пределами площадки…Нет, все не плохо. Просто попытка совместить голливудское с чебаркульским мне представляется изначально неверной — независимо от конечного результата.

Героическая сага невольно диктует упрощение и уплощение характеров и ситуаций. Этим грешило и советское кино о сталеварах, и голливудское — о джентльменах. Например, в «Легенде» жизнь Харламова показана ровно до финального свистка первого матча знаменитой Суперсерии 1972 года с канадцами — хотя после этого у него было еще почти десятилетие карьеры, вместившей много и прекрасного, и печального, и трагическая гибель в итоге. Но этого как будто не существовало. Раз уж с позиций дня сегодняшнего мы беремся эстетизировать подчеркнуто не-советских героев нашего советского прошлого — того же Высоцкого, теперь вот Харламова, скоро про Гагарина фильм выйдет, — довольно странно делать это приемами того самого «совка», от которого эти же герои всю жизнь старались если не убежать, то отстранится.

Уверен, что с точки зрения кассы «Легенда» и ее создатели скорее выиграют, составляя свое кино из узнаваемых штампов Голливуда сегодняшнего и «Мосфильма» позавчерашнего. Только вот с точки зрения искусства — вряд ли. Пожалуй, и основные достоинства и недостатки фильма связаны с фамилией «Михалков» в титрах — не в качестве режиссера, а продюсера, но все равно это многое объясняет. Чересчур громокипящий державный пафос — это явно от него, от Никиты Сергеевича, но от него же и тонкая параллель детских воспоминаний Харламова о невольной импровизированной корриде с хоккейной битвой.

Безусловно, «Легенда» — кино, за которое не стыдно. Фильм важен как минимум для того, чтобы поколение пятнадцатилетних — а оно благодаря мощной рекламной кампании обязательно придет в залы — соотносило фамилию «Харламов» не только с персонажем Comedy Club. Но если копать глубже — делая очень русскую по духу историю об одной из культовых фигур отечественного спорта, как-то странно держать перед собой голливудские лекала. Это как в медовуху влить содовую и добавить льда — коктейль, безусловно, занятный, но зачем?.. Такое ощущение, что режиссер Лебедев сотоварищи, как и наши хоккеисты в той знаменитой Суперсерии -1972 года, поставили перед собой задачу — во что бы то ни стало обыграть североамериканцев на их поле. Как говорят тренеры, для победы сильной команде важно сыграть в свою игру, а не подстраиваться под соперника, тем более, виртуального.

Рецензия от Jane125

Патриотичное и душевное кино.

Знаете, я почти никогда не пишу рецензий на Кинопоиске. Редко возникает желание взять и оставить частичку своей души на растерзание незнакомым людям. Да и редко фильмы поражают меня настолько, что мне непременно хочется поделиться своими впечатлениями буквально со всем миром!

Но сегодня именно такой случай. Я думаю нет нужды говорить, что в последнее время российский кинематограф находится далеко не в лучшей своей форме, я думаю любой предпочтет голливудскую новинку отечественной. Но должны же быть приятные исключения? Легенда N 17 стала таким исключением. Этот фильм показал, что для нас еще не все потеряно, раз наши соотечественники еще способны выпускать настолько живое, искреннее, настоящее кино.

Я никогда особо не интересовалась спортом, но в моей жизни бывали моменты, когда я, сжимая кулаки, не сдерживая переполнявший меня патриотизм, бурно реагируя, следила за успехами нашей страны на различных соревнованиях мирового уровня. В такие моменты понимаешь, как же ты гордишься своей страной несмотря ни на что. Этот фильм стал для меня очередным напоминанием о величии нашей страны и наших людей.

Виталий Харламов действительностал легендой, всего в жизни добившись самостоятельно, через трудности, через боль, через многочисленные проверки на прочность, он доказал всему миру, что ему стоит запомнить его имя навсегда.Данила Козловский отлично справился со своей ролью, в его глазах я увидела все: боль, радость, разочарование, надежду, и наконец искреннее счастье. Заслуга тренера, Анатолия Тарасова, конечно, не меньше. Чего бы добилась команда без этого жесткого, принципиального, но настолько увлеченного своим делом и бесконечно доброго внутри человека, который душу вложил в то, чтобы добиться такого успеха, вывести нашу команду на мировой уровень и показать кто есть кто в мире хоккея?

Весь фильм я сидела как на иголках, переживая вместе с героями, несмотря на достаточно внушительный хронометраж, фильм смотрится легко, на одном дыхании. Финальный матч — это просто пик напряжения. Меня трясло от переполнявших меня эмоций, я смеялась сквозь слезы, когда показывали всех наших людей, не смевших оторваться от телевизора, боясь пропустить хоть секунду этого феноменального зрелища (благо в фильме очень много действительно смешных, искренних и теплых шуток),ругалась сквозь зубы, когда канадцы использовали очень агрессивные методы игры и внутренне кричала «Гол!», каждый раз, когда наши забивали, ликуя вместе со всей страной. Я испытала просто бурю эмоций и патриотизма, чего мне очень не хватало.

Я очень рада, что наши зрители по достоинству оценили это кино, что не стали критиковать и придираться, а просто пропустили все это через душу и еще раз вспомнили об одном из великих достижений нашей страны.

Хоть я и смотрю преимущественно зарубежный кинематограф и весьма предвзято отношусь к нашему, этот фильм стал для меня откровением. Такое кино могли снять только русские. Потому что он для русских, о русских и с русской душой.

10 из 10

Рецензия от Lokos

По ходу просмотра мысленно выстраивая в голове будущий отзыв, где-то вплоть до начала третьего акта хотелось ограничиться короткой репликой: «Кино классное», подчеркнуть несколько субъективных недочетов (через пару абзацев все-таки на них остановлюсь) и рекомендовать картину всем и вся. Однако, случился, собственно, так называемый третий акт. Случился финал и общая сумма впечатлений от фильма оказалась им сильно испорчена, пусть даже плюсы продолжали перевешивать минусы. Иными словами, получилось как в том известном анекдоте про Чапаева — кино-то хорошее, но есть нюанс.

Вы, конечно, можете со мною спорить, мол, концовка здесь как раз таки самое вкусное, и подобные замечания будут во многом справедливы, однако. Я не помню сколько именно видел таких концовок, но точно помню, что не меньше шести. Шесть раз (и шестой, кажется, совсем недавно) я смотрел фильм Ричарда Кертиса «Реальная любовь», под занавес которого куча хороших людей также встречается в разных уголках планеты (а затем уже в одном уголке) и наступает внезапное коллективное счастье, а ведь были еще и, например, наши «Елки». Так вот, возвращаясь к анекдотическому нюансу, все вроде бы в этой заключительной, допустим, двадцатиминутке хорошо, но очень много в ней Голливуда. Я понимаю, что так надежней, я понимаю, что избранный авторами метод подачи наиболее близок современному зрителю, я даже согласен, что сценаристы молодцы буквально во всем (а уж сколько они посмотрели хороших западных духоподъемных фильмов и сколько, судя по всему, прочитали толковых книг по жанровой драматургии), но отсутствие национальной самобытности, прослеживавшееся еще в прологе с быками и в чем-то свойственное самому жанру спортивной драмы как таковому, к концовке приобретает какие-то совсем уж гигантские размеры и ощущается едва ли не физически. Тренер машет клюшкой во дворе, пьяницы в обезьяннике просят милицию отодвинуться от телевизора, мама молча гладит, отвернувшись и следя за происходящим на экране в зеркало, матч продолжается. Монтаж, монтаж, монтаж. Нет, это, конечно не армянский ремейк залетевшего Шварценеггера и лица в кадре вроде бы такие близкие да знакомые, но это не русское кино, друзья. На сугубо техническом уровне преподнесения истории, нашего тут нет ничего. Ничего.

По мелочам у «Легенды N17» выходит сплошная неловкость с романтической линией. Не в отношении текста, к тексту, повторюсь, претензий нет (а диалог про начальника автопарка так и вовсе прелесть), но с точки зрения актеров и съемочных решений. Я лично Ивановой уже давно не верю ни на грамм, а тут еще эти пошлые рассыпавшиеся фрукты и смешные стихи на балконе, заставляющие вспомнить молодого Охлобыстина. Далее, линия дружбы Харламова с Гуськовым — это уже, видимо, такая пародия на «Приключения Электроника». Не знаю умышленная или нет, но приятная, я смеялся. Воссоздание эпохи семидесятых у меня лично тоже вызвало вопросы (не люблю я такие визуальные решения из серии «пыльное стекло или диафильм, заброшенный на пионерском складе»), но это уже совсем придирки. Куда важнее, что обозреватели, лучше меня сведущие в спорте, советской истории и политике, со своей стороны, вполне вероятно, накопают здесь еще кучу неточностей, но не буду в сослагательном — не мне решать.

В конце концов, у «Легенды», за исключением вышеупомянутой Ивановой, полный порядок с актерским составом. Козловский — талантливый парень и когда материал позволяет ему проявить свой талант в полной мере, Данила не упускает столь выгодного шанса. Меньшиков в свою очередь здесь и вовсе великолепен. Говорили, мол, много включает барина, но я, простите, барина не вижу, вижу мастерство. Меньшов тоже прекрасен в роли гадкой правительственной подстилки, да и исполнитель эпизодической, но важной роли Боброва (не нашел товарища в титрах) весьма неплох. Ну и вообще, Голливуд Голливудом, однако если это ныне единственный способ достучаться до зрительского сердца, тогда, наверное, почему нет. Положительная в целом энергетика ленты заставляет ее мчатся на всех порах, классические для спортивного кино, которым наша индустрия балует редко (ну не вспоминать же, ей Богу, насквозь фальшивый «Матч» с Безруковым), приемы вроде слоу-мо и съемок субъективной камерой не кажутся здесь избитыми, месседж присутствует — для каждого победа разная, но для всех одна.

Резюмируя все вышесказанное, стоит, конечно, признаться, что, может быть, это я один такой, кто видит наше новое кино не подстройкой (пусть даже удачной) под Штаты, а очень что ли свойской утонченной Европой, чем-то, что будет сразу говорить любому зрителю — это современной российский кинематограф, он оригинален и хорош. «Легенда N17» сделана очень прилично, для нашего века (когда, наверное, не кто уже и не мыслит локально, то есть нациями) универсальна по форме и, наверное, всегда будет актуальна по содержанию, но чего-то действительно настоящего, чего-то по-русски пронзительного, чего-то родного в ней все-таки нет. Схожими качествами обладал, например, и недавний французский хит «1+1» (простите за столь смелую аналогию, вы скоро поймете, к чему я), но в то же время был лишен некой строго французской идентики, оригинальной «фишки» (юмор — не «фишка», а способ рассказать). Что получилось в итоге? Омар Си уже в Голливуде. Данила Козловский уже в Голливуде. Все это, разумеется, замечательно, но…

Кто же тогда останется нам?

7 из 10

Рецензия от Charlie Fineman

Ведь могут, когда захотят! Не ожидал подобного от российского кинематографа, учитывая мое отрицательное отношение к нему. С большим наслаждением наблюдал за всем, что происходило на экране. Нашему зрителю гораздо приятнее смотреть на прославление своей родины, чем на ее многочисленные унижения. Создатели фильма это поняли, за что огромное им спасибо! Фильм рассказывает о восхождении к славе великого советского хоккеиста Валерия Харламова и о первом матче эпохальной Суперсерии СССР — Канада 1972 г.

Маленький Валерий Харламов провел часть своего детства с мамой в Испании. В СССР «полуфабрикат» Харламов (мама у него испанка, а отец из Советского Союза) начал заниматься хоккеем. Изначально он играл за малоизвестную и неприметную команду под названием «Звезда» из промышленного городка СССР. Но талантливый игрок Валерий начал приносить своей команде большие победы, после которых свое внимание на него обратил сам Анатолий Тарасов (тренер ЦСКА). Тренер Тарасов пригласил Харламова в свою команду и стал наставником будущей легенды. На пути к славе Валеру ждали трудности: изнурительные тренировки, проблемы в личной жизни, трудные матчи и даже перелом ноги. Но Харламов не сдался и все-таки стал одним из членов Сборной СССР. Преодолеть трудности Валерию помог Тарасов, который не смог стать тренером Сборной страны. Близится матч Суперсерии, вся страна замирает в ожидании эпохального матча, никто не верит в победу Сборной СССР. И только Анатолий Тарасов ни на секунду не сомневается в том, что команда Советского Союза превзойдет и победит Сборную Канады на льду…

От режиссера Николая Лебедева («Волкодав») никак нельзя было ожидать подобного фильма. Этот человек умеет удивлять. Хотя бюджет в 10 млн. евро кажется завышенным. Так и не понял, на что же именно ушли все деньги, наверное, на визуальные эффекты и хорошее сведение звука. Хорошо, что Михалков остался только продюсером и не начал совать свои руки, куда ни надо…

Неужели все актеры проходили кастинг и серьезно готовились к своим ролям? Скорее всего, ведь ничем иным такую игру объяснить просто невозможно. Роль Харламова исполнил Данила Козловский. Доверие к этому актеру было нулевым, если вспомнить провальный фильм «ДухLess». Но он справился со своей задачей довольно хорошо, сразу виден серьезный подход к делу. Видимо, качество игры зависит от качества предложенной роли. Больше всех порадовал Олег Меньшиков («Утомленные солнцем», «Статский советник», «Доктор Живаго»), который исполнил роль тренера Тарасова. Это была непревзойденная игра! Любимчик Михалкова играет так, что у зала захватывает дыхание от каждого произнесенного им слова. Если бы «Оскар» вручали иностранным актерам, то Олег Меньшиков вполне мог бы такой приз получить (по крайней мере, Меньшиков выглядел бы ничуть не хуже других номинантов). В роли злобного канадского хоккеиста выступил уроженец Германии — Гец Отто («Список Шиндлера», «Облачный атлас»). Этот актер просто заслуживает упоминания, его роль не такая уж и большая. Еще запомнилась испанка Алехандра Грепи (мама Харламова), кажется, что именно она вжилась в свою роль на 100% (у нее несомненный талант). А вот Светлана Иванова (девушка главного героя) не понравилась вовсе, как-то не вписывается эта актриса в общую картину фильма.

Сценарий выстроен четко и правильно. Одно событие плавно перетекает в другое. Это нехарактерно для родного кинематографа. Надеюсь, что мода на качественные сценарии продолжится. А теперь о диалогах. Разговоры и фразы персонажей (особенно Меньшикова) притягивают внимание зрителей не хуже сцен на льду. В фильме есть шутки и большинство из них смешные. Также были и грустные моменты, пару раз чуть не заплакал.

Первое на что обращаешь внимание на экране — это манера съемки. Ранние годы героя снимались на 16-миллиметровую пленку, годы расцвета — на 35-миллиметровую, а матч в Канаде — на цифровые камеры. Довольно оригинальный подход. Только от 16-миллиметровой очень сильно рябит в глазах. Картинку в фильмах о спорте очень трудно сделать четкой, так что не буду сильно придираться ко смазанности изображения во время матчей (но предупрежу — глаза действительно сильно разбегаются в стороны).

Визуальные эффекты удивили своей качественностью. Пару раз были заметны повторы одних и тех же сцен, но это было только в самом начале. Постановкой хоккейных сцен занимался канадец Джоди Стейсек, который работал на многих картинах, в том числе на «2012» и «Начало». Видимо на него потратили кругленькую сумму из бюджета. Откровенно бесили только фоновые статичные картинки, на которых нарисованы города, на заднем плане.

Качество звука тоже обрадовало. Голоса персонажей слышно отчетливо и фоновые шумы не мешают их слушать. Саундтрек слабоват, но зато нету никаких «модных» песен на заднем плане.

Фильм понравился. Редкий пример хорошего российского киноискусства. Наконец-то сняли картину о человеке, чья сила воли и тяга к победе воодушевляет людей. Кинолента рассказывает хоть и не о России, но об ее недалеком прошлом. Патриотизм нужно воспитывать именно на таких фильмах.

Всем тем, кто работал над этой картиной, хочу выразить свое почтение. Гордость за страну и за отечественный кинематограф начинает возрождаться.

Кому смотреть?

Всем и каждому! В первую очередь тем, кто видел этот матч в 1972 году.

Рецензия от Анатолий Ющенко

«Вот сижу и стоп себе думаю: а не дурак ли я?» — вопрошает практически каждые пятнадцать минут симпатичный артист Козловский, исполнивший в этой спортивной драме роль легендарного советского хоккеиста Валерия Харламова. «Легенда №17» отвечает на данный вопрос вполне однозначно: все великие спортсмены немножечко дурачки. Говорит об этом фильм, явно не желая никого обидеть. Да и что тут обижаться? Так уж повелось: достижение заветной цели требует от тебя не только персональных усилий, но и кристально чистой головы, обязанной вмещать в себе мысли лишь об одном-единственном — о твоей будущей победе. «Хоккей — самое дорогое, что у меня есть», — шепчет на ночь глядя главный герой своей девушке, после чего искренне изумляется тому, что красавица судорожно хватает с комода лифчик и мчится, едва сдерживая слезы, в направлении входной двери. Чтобы отдаваться спорту без остатка, Харламов в фильме поочередно — и не всегда осознанно — отказывается от любви, испытываемой к другим. Сначала приходится пожертвовать любовью к матери, которая ввиду своего пылкого темперамента выставляет сына на посмешище перед тренером и командой; потом на алтарь большого спорта отправляются отношения с девушкой, со скандалами ревнующей любимого к клюшке; а к финалу крест ставится на любви героя к самому себе (последние шайбы Харламов забивает в то время как спортивную форму пропитывает кровь из разбитого колена, которое может с минуты на минуту «разлететься» на куски).

Переиначивая биографию Валерия Харламова на свой лад, мастеровитый режиссер Лебедев сделал простое как две копейки кино — крепкую, народную, сделанную по шаблону спортивную драму, рассказывающую об очередном триумфе воли. Причины, по которым завтрашняя периодика захлебнется восторгами, в общем, легко понять и принять. В нашем кино действительно уже долгие годы — острый дефицит на героев. Сложно сказать, захочет ли среднестатистический школьник после просмотра этой картины достать коньки с антресоли, но пусть хотя бы узнает, что, кроме бандитов и топ-менеджеров, существует масса достойных профессиональных деятельностей. Крепкая лебедевская режиссура ощутимо дает сбой лишь к финалу, когда для юных патриотов начинается смешной финальный матч с похожими на обезьян канадцами, агитпроповским пафосом и зачем-то произнесенным вслух «это не просто игра, это война». В «Легенде», впрочем, достаточно хорошего, чтобы закрыть глаза на плохое. Чудно выписанный и исполненный характер тренера Тарасова, например. Глядя на совершенно блистательного тут Меньшикова в образе деспота и сатрапа, который ломает по сюжету своих ребят, чтобы потом, как из конструктора, собрать из них больших хоккеистов, лишний раз осознаешь, что за спиной любой Легенды всегда стоит команда. Отечественный кинопром за минувший год не то чтобы стал великой командой, но, кажется, научился, наконец, твердо стоять на мэйнстримном льду. И тут уж у нас не остается никакого выбора: скромно примыкаем к болельщикам и желаем дальнейших успехов.

Рецензия от Павел Прядкин

Не найдя подходящих героев в современности, отечественный кинематограф продолжает увлеченно копаться в советском прошлом. Не так давно в его прицеле побывал Высоцкий, теперь вот Харламов, а совсем скоро нас ждет байопик и про Гагарина. Кажется, осталось окучить только балет.
Тем интереснее, что фильм об исторической победе над канадцами получился на удивление голливудским. В каком-то смысле это наш «Рокки», наш «Король говорит!», бессовестный краудплизер, выверенный механизм, без промаха бьющий в то немногое, что до сих пор остается для каждого почти святым, и приправленный человечностью ровно на столько, чтобы шестеренки не бросались в глаза. Да, иногда и здесь случаются режиссерские казусы вроде вступительной корриды (как ни крути, такие вещи поддаются только испанцам) или сомнительно нарисованных компьютерных панорам. Но придираться к таким мелочам глупо, раз уж нам в этот раз дали главное. В последнее время еще никому не удавалось так ловко прикрутить к универсальной истории о большой мечте столь мощный заряд патриотизма, причем патриотизма нестыдного, неказенного. Любите вы хоккей или нет, в паре моментов невозможно не прослезиться.
Оказывается, если постараться, железная заокеанская схема прекрасно чувствует себя и среди березок. Режиссер Николай Лебедев уравновешивает красавца-героя с решительным взглядом (Козловский и правда наш самый голливудский герой) выдающимися возрастными актерами, взвалившими на себя все решающие эпизоды. В Калифорнии так заведено с незапамятных времен – и ничего, весь мир смотрит, как Том Круз поправляет стильные очки, а стоящий рядом Дастин Хоффман тихо творит свои профессиональные чудеса. Про Тарасова картина в результате рассказывает больше, чем про собственно Харламова, но виной тому не сценарий, а невероятная работа Олега Меньшикова (эпизод, где он словно китайский каллиграф расчерчивает палочкой дворовую площадку, просто обречен стать национальной киноклассикой).
Авторам удается обойти даже самую распространенную отечественную мину – политику. С идеологической точки зрения картина абсолютно стерильна. Канадцев здесь надо побить не как представителей капстраны, а как заносчивых Голиафов, монополизировавших шайбу с клюшкой в глазах мирового сообщества. Все обстоятельства, благодаря и вопреки которым сборная и Харламов идут к этой всеобщей победе, даны пунктиром. В конце концов, нелюбовь велеречивых функционеров к гениальному, но хамоватому тренеру не зависит от конкретного исторического момента. Попади такой материал к режиссеру с тягой к масштабным обобщениям (например, к Никите Михалкову, выступающему здесь в качестве продюсера), Харламов воевал бы не столько с Филом Эспозито и Бобби Кларком, сколько с почти трогательным номенклатурным мерзавцем в исполнении Владимира Меньшова (актер так лихо совмещает злодейство с уютным житейским обаянием, что временами напоминает Олега Борисова из «Слуги»). Лебедев же ни разу не пережимает, ограничивает суперсерию одним триумфальным матчем (по сумме восьми игр в тяжелейшей борьбе тогда выиграла все-таки Канада) и всячески старается делать акцент на столь актуальном во все времена тарасовском девизе, звучащем эхом и после фильма: «Веселее, мы в хоккее!»
Рецензия от Spoiler

Как-то так сложилось, что мое отношение к отечественной киноиндустрии оставляет желать лучшего, поэтому несмотря на большое количество положительных отзывов и неожиданной для российского фильма оценке КП, я все равно волновался, что лента про одного из самых лучший хоккеистов мира окажется «так себе».

В силу обстоятельств, меня не было даже в мыслях родителей, когда Валерий Харламов наводил ужас на вратарей всего мира, под руководством лучшего тренера Анатолия Владимировича Тарасова. Но про супер серию и 17ого номера я все же узнал. Он меня поразил. Быстрый, с феноменальной техникой, как он так управлялся с шайбой для меня не понятно. Играя в хоккей, пытаясь повторить его приемы и обводку, убеждался вновь и вновь, почему никто не имеет право носить на спине тот самый номер 17 за сборную России. Цитируя Илью Ковальчука: «Номер 17 — священный».

Мне очень понравился фильм. Тот самый случай, когда пафос в патриотической картине сведен на нет, но при просмотре тебя захватывает небывалая гордость, что такие ЛЮДИ жили в твоей стране. Лента предоставляет возможность кому-то вспомнить «ту самую легендарную серию», а иным познакомиться со спортивным подвигом великой сборной Советского союза. Думаю после просмотра у многих возникнет желание подробнее узнать про незабываемые 8 игр в сентябре 1972 года.

Данила Козловский очень неплохо сыграл. С каждым фильмом он прогрессирует в актёрском мастерстве. Безусловно, талантливый актёр, которого ждут в будущем много больших ролей.

А вот Олег Меньшиков справился со своей ролью просто блестяще. Он показал человека живущего хоккеем. Сцены с ним выходили наиболее сильными и эмоциональными. И это действительно прекрасно, что такого выдающегося тренера, так восхитительно сыграл отличный актёр.

Конечно, и другие персонажи ленты тоже весьма достойно смотрятся, да и вообще очень хорошо подобранный актёрский состав. Никого не хочется выделить в негативном смысле этого слова.

Фильм хорошо сбалансирован. Он не перегружен хоккеем и в тоже время не заставляет скучать. 2 часа 14 минут прошли очень незаметно.

В общем, получилось прекрасное кино о великом хоккеисте, без ненужного пафоса и с отличной актёрской игрой. Настоятельно рекомендую к просмотру.

8 из 10

P.S. чуть занизил оценку из-за достаточного количества исторических неточностей. Но «хорошую историю не грех и приукрасить» верно?

Рецензия от Роман Волохов

Что-то прекрасное творится с российским кино. Уж позабыты его успехи в области военной драмы, но еще свежо воспоминание об удивительно хорошей драме экзистенциальной, которая, вопреки первоисточнику, оказалась довольно увлекательной и лишенной претенциозности. Совсем недавно отгремел – и сразу удачно, по крайней мере, в творческом плане – первый блокбастер-катастрофа, и вот уже, серьезно пристыдив бездарное «жизнеописание» одной советской легенды, на экраны вышел качественный байопик о другой. Ей Богу, после такого даже в распоследнем цинике поневоле проснется вера в хорошее, доброе, светлое и человечное.

Такими темпами лет эдак через десять совсем выберемся из творческой ямы, в которую нас продолжают тянуть некоторые несознательные личности. Ну да хватит об этом, хорошего понемногу. Как уже сказано было, добрались российские кинематографисты до еще одного гражданина СССР, которого все остальные граждане шестой части суши знали как родного. Легенда – что, собственно, и отражено в названии – советского спорта, советского хоккея, благодаря таланту и упорству пробившая себе дорогу в высшую лигу. Просто удивительно, как Борису Харламову повезло с экранизацией своей жизни – при всем уважении к нему, Высоцкому с Гагариным, куда более выдающимся личностям, пришлось довольствоваться скверным байопиком одному и еще более скверной рекламной кампанией другому. Слава Богу, что хоть кому-то повезло.

Больше всего в работе постановщика Николая Лебедева и сценаристов удивляет то, как сама структура фильма полностью отражает главного героя, не столько его характер, сколько его восприятие происходящих с ним событий. И пусть по поводу реального Харламова утверждать ничего толком нельзя – байопики любят грешить характерами своих героев – то по поповоду Харламова, представленного на экране, это можно утверждать с полной уверенностью.

Хоккей занимает в фильме то же место, что и в жизни Валерия Борисовича – всеобъемлющее, отодвигающее на второй план романтическую линию и линию противостояния тупой советской системе. Чебаркули пролетают на одном дыхании – хоккеист, решив проскочить этот этап как можно быстрее и блистательнее, остается верен себе. Время, проведенное им в Москве, в ЦСКА, тянется – основная часть фильма, в которой герою приходится клюшкой выбивать себе, шайбой за шайбой, дорогу в большой спорт, выжимая из себя все соки как физически, так и психологически. И, наконец, развязка в Канаде…

Забегая вперед, глядя на финальные сцены, становится понятно, что все предшествовавшие им события были лишь разминкой, в ходе которой вся съемочная площадка лишь разгонялась на катке, обходя по пути различные препятствия. Потому что под конец она, в едином порыве, начинает исполнять один красивый гол за другим. Ради одного этого матча стоит просидеть два часа в кино, чтобы увидеть, как возрастает напряжение с каждой минутой, каждым новым усевшимся перед экраном черно-белого телевизора советским зрителем. Как наши сперва робеют перед грозными – и габаритными – канадцами, чтобы после первой забитой шайбы воскликнуть «они ничем не отличаются от остальных, мы их также можем делать!». Как начинается матч, как он продолжается и как очередной гол Харламова сопровождают кадры с испанскими быками из пролога – зрелище не только завораживающее, но и чертовски воодушевляющее!

В такие моменты истины даже не замечаешь, как дыхание само куда-то пропало. Перестаешь замечать, что рядом кто-то сидит, что в зале есть что-то, помимо экранного полотна, и вдруг полностью осознаешь, что чувствовали советские болельщики в тот день, 2 сентября 1972 года, когда на карту было поставлено все. После такого авторам несложно простить все огрехи, даже относительно серьезные – доставленное удовольствие не сравнить ни с чем. Так что из зала выходишь, благодарный создателям за этот фильм, за возможность испытать то, что, по-хорошему, никакими словами не передать – только увидеть и ощутить самому. И если сам спортом особенно не увлекаешься, начинаешь страшно завидовать ярым фанатам, годами болеющим за любимый клуб ради таких вот заветных секунд.

Без неудач, правда, тоже не обошлось. Главное «но», которое можно предъявить фильму – это его вольное обращение с фактами. Если «мелочи», вроде удара Бобби Кларка клюшкой по лодыжке Харламова, совершенного лишь во второй игре известны разве что фанатам, либо тем, кого тема серьезно заинтересовала, то с автомобильной аварией авторы разошлись на полную катушку, во имя искусства сдвинув ее на пару лет назад и заставив хоккеиста вести машину в гордом одиночестве. После чего невольные сомнения вызывают такие вещи, как, например, откровенная травля Тарасова – мало ли, чего понапридумывали сценаристы, чтобы усилить накал страстей? Так что, делая шаг в сторону, осмелюсь дать совет в целях общего развития не полениться и изучить историю более углубленно. Тем более, она очень интересная.

Другой неприятный момент – полное, абсолютное, тотальное и беспощадное обезличивание всех остальных участников советской сборной. Кроме разве что Гуськова (Александр Лобанов) – он хоть периодически мелькает на втором плане, даром что ему повезло оказаться другом Харламова, с которым они идут рука об руку с самого начала фильма. Ну, то есть как рука об руку – что-то такое с самого начала подразумевается, но не получает совершенно никакого развития в дальнейшем. Остальные же – просто массовка, что обидно.

Ах да, по ходу действия упоминают знаменитую тройку Михайлов – Петров – Харламов, даже показывают пару раз на льду их игру общим планом. Так что лиц первых двух не то что запомнить – разглядеть совершенно невозможно. А уж на фоне «канадских» Отто Геца и Андрея Дюрягина (играют Фила Эспозито и Бобби Кларка, соответственно), каждый из которых за скромное экранное время успевает раскрыть своего персонажа, наши теряются совсем, отчего становится даже грустно. Вот и получается, что капитан чебаркульской команды оказывается гораздо более живым и реальным, чем титаны советского хоккея. За что? Как так можно?

Но даже это неспособно испорить общее впечатление от фильма. Ладно скроенные качственным монтажем сцены аккуратно выхватывают события, как нельзя лучше раскрывающие происходящее на экране. Даже притом, что деталями фильм, прямо скажем, не богат, движения и фразы достаточно раскрывают персонажей и их отношение друг к другу, чтобы зритель не чувствовал себя одучаренным. И музыкальное сопровождение грех не упомянуть – редкое, но удивительно энергичное, как нельзя лучше подогнанное как под отдельные сцены, так и под всю ленту. Словом, от главных пороков русского кино не осталось и следа – такой себе качественный голливудский фильм, только наш.

Наконец, актеры. Внешне, правда, на реальных участников тех событий они похожи, мягко говоря, мало. Даже Данила Козловский, постриженный под Харламова, чисто внешне – и комплекцией, хоккеист был заметно ниже – мало походит на оригинал. Не говоря уже про Олега Меньшикова, с Анатолием Тарасовым не имеющим ничего общего вообще. Впрочем, это уже придирки – даже искушенный зритель вряд ли будет обращать на все это серьезное внимание, хотя бы потому, что актеры как один натурально переживают вверенные им роли.

Данила Козловский возложенные на него надежды вновь оправдал. В течение всего пути, от районного клуба до союзной сборной, пройденный им на экране по стопам Харламова, его эмоции не стоят на месте также, как не стояли умения хоккеиста. Сохраняя во взоре и выражении лица железобетонное упрямство и волю, он, тем не менее, учится работать в команде, преодолевать себя, а главное – делать выбор, нелегкий, но достойный. Ярость, боль, восторг – все это на экране, на лице актера, и в конце достигает апогея, после которого наступает катарсис: медитативное зрелище по-своему одиноко вальсирующего Колзловского на катке успокаивает, а у самых чувствительных вышибает слезу.

Но куда более сильные эмоции вызывает герой Олега Меньшикова – Анатолий Тарасов. Лицо актера говорит ничуть не хуже слов, тем более, что персонаж скуп на реплики и похвалу. Мимика рассказывает о том, о чем молчит голос, так что к концу даже начисто лишенный чуткости зритель с полувзгляда прекрасно понимает, что на уме у Тарасова, о чем он размышляет, что чувствует, что хочет. Если поначалу к его персонажу – «самому мощному в СССР мужику после Жукова» – относишься не самым лучшим образом, то уже к середине к нему начинаешь испытывать симпатию, перерастающую в восхищение, но все это становится ничем, когда пробуждается настоящая жалость, сострадание и, не побоюсь этого слова, боль за его героя. Настоящая обида от осознания того, что было упущено, из-за чего и какой ценой. Меньшиков, благодаря колоритности, яркости созданного им образа, чуть было не затмил главного героя.

О, это приятное ощущение гордости. За советских героев, за российское кино. Ведь могут же, когда захотят! Когда не поленятся, когда сработают не на автомате, а, что называется, с душой, с толком, с расстановкой, с чувством. Чтобы получилось нечто вроде «Легенды №17», которую не стыдно смотреть, на которую тянет в кино еще раз. В такие моменты становится просто радостно, хотя бы оттого, что сыграли не «по указанию из…», а по уму. И, конечно, сложно придумать лучшего способа популяризации истории и ее героев – в данном случае спортивной – чем фильм, после которого хочется об этой истории узнать побольше, чтобы руки, вбивающие в поисковик «Валерий Харламов» непроизвольно стремились добавить «Легенда российского хоккея». Ради такого стоит ходить в кино.

Рецензия от MaximN

Если вам не понравился этот фильм, то вы просто не поняли, о чем он.

Это вовсе не история исключительно о знаменитом хоккеисте. Это повесть о воспитании духа, об идеалах и о вере в эти идеалы. Это история о системе, в которой жили наши родители, о людях, делавших ее, и о тех, кто всеми силами старался творить вопреки законам и требованиям этой системы. Это история о том, как создавалась команда, которой аплодировали соперники. Это повесть о крепости и мужестве, о силе и вере в свои силы. Даже пресловутая любовь и прочая ваниль здесь так, между прочим, как данность тому, что она есть.

Потрясающий актерский состав вытянул обычную на первый взгляд повесть о том, что было, на действительно высокий уровень. Картина передала эмоции того времени так, будто я был там, будто знал этих людей лично. Скажете, что не все правда, что не все точно пересказано? А пусть так. Это же не документалка. Кто-то скажет, что канадцы в фильме представлены излишне «озверевшими»? А разве было не так? Бизнес против идеалов, все верно.

Да и главного героя то как такового нет. Харламов? Ну нет. Психологический и профессиональный гений Тарасова? То же нет. Главный герой фильма — наше прошлое. И этот главный герой получает твердые 10 баллов. Почему максимальная оценка? Да потому что не осталось вопросов после просмотра. Только эмоции.

Фильм смотрится долго, но не затянуто. И это потому, что в каждый момент, в каждую минуту фильма вложена борьба, противостояние. Воды нет, а за это отдельное спасибо.

10 из 10

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>