Главная » Рецензии

«Левиафан» — провокация на размышление

18 августа 2015 Нет комментариев
«Левиафан» — провокация на размышление

Давно не случалось такого бурного обсуждения российской картины, относящейся к камерному, немассовому жанру авторского кино. По поводу звягинцевского «Левиафана» сочли необходимым высказаться не только критики и киноманы, но и министры, депутаты, шоумены. Многие люди получили доступ к ленте еще до выхода на экраны, нарушив тем самым закон. Уже одно это вызывает любопытство, в чем же тут дело?

Причина такого ажиотажа заключается в свойствах истории, которую рассказывает режиссер. С одной стороны, она гипертрофирована: вечно пьяный мэр, ругающиеся и так же пьющие основные персонажи, странный, гротескный дом. Но минута за минутой, по мере разворачивания сюжета, зритель узнает все составляющие полотна и понимает, что хоть завтра может столкнуться с точно такими же событиями и в такую ситуацию с легкостью может попасть как юрист по транспортному праву так и простой грузчик. Или увидеть нечто подобное в вечерних новостях. Преувеличение на поверку оказывается зеркальным отражением действительности, и реальность этой действительности поначалу сбивает с толку, а затем устрашает. Возможно, здесь корень неприятия и отторжения фильма среди определенной части аудитории. Если зеркало показывает что-то неприятное, смотрящий отворачивается, не хочет это видеть.

Самоуправство властей предержащих и слабость простого, бедного работяги перед лицом сильных мира сего – почти библейский мотив. На фоне величественных северных пейзажей, превосходного звукового сопровождения, сам собой создается ореол возвышенности и вечности. Зритель чувствует прикосновение к подлинному искусству, а грязные сцены бледнеют, отходят на задний план в сравнении с этим ощущением.

Автор пытается пригласить аудиторию к размышлению об окружающей жизни. Ее жестокости и несправедливости, беспросветности и тоске. Недаром многие жалуются на давящую безысходность, нарастающую от кадра к кадру. Актеры блестяще справились со своей работой, включая и второстепенный состав. Им хочется сочувствовать, их хочется ненавидеть, на них раздражаешься и им веришь.

Левиафан (то есть безжалостное государство) в концовке победил всех, но это финал художественного произведения. Реальная жизнь оставляет место для маневра и в качестве подспорья в этой битве с неправедной властью и бессердечием людей, картина Звягинцева способна пробудить лучшие устремления в представителях тех слоев общества, до которых сумеет достучаться. Фильм правдив и вовсе не ставит целью издевку или насмешку. Напротив, он пронизан болью и переживаниями за судьбы людей и будущее страны.

Метки:

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>