Лучшее предложение
«Лучшее предложение» Джузеппе Торнаторе — с изумительным Джеффри Рашем.
Раш играет антиквара-виртуоза, аукциониста, коллекционера от Бога, эстета-денди. Все его контакты с миром символически иллюстрируются кожаными перчатками, в которых он выходит в свет. Мир вызывает у него некоторую брезгливость, некое рациональную оторопь. Этот джентельмен застегнут «на все пуговицы» и, кажется, знает об этом мире всё. Однако, нет такого человека, которого нельзя было бы облапошить на раз-два.
Вирджил — так зовут пожилого антиквара, дока в своем деле, он вместе со своим старинным другом и тайным ассистентом Билли (Дональд Сазерленд), играючи разводит тех, кто сам «обманываться рад…»
Казалось бы, жизнь Вирджила целиком и полностью регламентирована, доведена до автоматизма и состоит исключительно из проф. интересов. Плюс есть еще одна отдушина — потаённая комната в его доме, где собраны его личные сокровища — портреты женщин (исключительно женщин!), которые греют ему душу, в которых он влюблен и которых собирал лет 50. Эта коллекция, состоящая сплошь из раритетов-подлинников, включая шедевры Ренуара, стоит сотни миллионов фунтов…
Неожиданно на пути Вирджила возникает нечто непредвиденное: таинственная незнакомка со «сложной судьбой». И столь же неожиданно для себя Вирджил, никогда не состоявший в отношениях с женщинами, начинает все глубже погружаться в мир Клэр, в проблемы Клэр, страдающей агрофобией. Сопереживать ей, а с какого-то момента — и страстно любить. Вирджил обнаруживает в себе и в Клэр нечто общее, нечто такое, что трогает его.
Встретив Клэр, Вирджил задает себе новую траекторию, пускается в самую большую авантюру в жизни. Но, даже потерпев в новом для себя «деле любви» полное фиаско, пожилой господин не чувствует себя раздавленным, напротив, он полон жизни — вот, в чем парадокс…
Похоже, с самой юности Вирджил превратил свою жизнь в безупречный швейцарский механизм, состоящий из секретных «колесиков», бункеров, временных убежищ. Влюбившись в Клэр, Вирджил, видимо, «доходит до точки», находит свою маленькую Голгофу, на которой и ломается.
По поводу своих сердечных дел Вирджил бегает советоваться к своему юному другу Роберту — «инженеру человеческих душ» и асу в вопросах «устройства» женщин. Роберт способен, к примеру, из никчемных деталей виртуозно воссоздать диковинного робота-андроида. Фокус в том, что операция, задуманная Робертом и Билли, всю жизнь завидовавшего успехам друга, оказывается настоящей мышеловкой для осторожного антиквара.
Именно эти «друзья» пробивают в бункерном сознании Вирджила кровоточащую ДЫРУ — открытую рану, — вынуждающую антиквара-эстета навсегда отказаться от своих белых перчаток и.. . бежать от самого себя в иную реальность… По большому счету все, что Роберт, Билли и Клэр столь лихо проворачивают, совершено во благо, а не только корысти ради. Заявленная режиссером и предвкушаемая зрителями «драма кражи», на самом деле становится и драмой обретения себя.
То есть сама структура кражи обретает не только морально-интеллектуальную, но и откровенно мстительную окраску. Таково наказание за эгоизм жизни Вирджила, жизни, которую нельзя пересечь (из точки А в точку В), оставаясь в белых перчатках и панцире.
Каждый знает, что означает глагол УКРАСТЬ. Но в данном случае речь не столько о материальных потерях, сколько о вещах значительно менее осязаемых.
Роберт, Билли и Клэр возвращают Вирджила в мир экшена и ОПАСНОСТИ, в мир, в котором система скрадывания, перчаток и бункеров больше не работает, в мир поступков, который отныне не предлагает Вирджилу никакого убежища, — в конечном счете реанимируя в нем человека и.. . мужчину.
Нашелся тот самый злополучный, недостаюший, затерянный «винтик», который возрождает к жизни уже не робота-андроида, а «человека со свойствами»…
Оставить комментарий