Главная » Silver Cinema, Фильмы

Марафон

4 июля 2013 Нет комментариев Рейтинг КиноПоиск: ---, IMDB: ---
Марафон

Жизнь Толика не удалась, спортивная карьера не состоялась, жена ушла к другому. Неуспешный, нелюбимый, безнадежный он потерял веру в себя. Все меняет случайная встреча со странной незнакомкой Анной Ильиничной, которая предлагает ему принять участие в необычном марафоне в далекой Америке…

В главных ролях:
Михаил Пореченков
Екатерина Васильева
Юлия Пересильд
Анатолий Белый
Сергей Газаров
Анна Михалкова

Рецензия от Николай Долгин

Как оказалось, индейцы Майя, когда составляли свой знаменитый календарь, акцентировали внимание совсем не на тех вещах. Чем зловеще пророчить катаклизменное наступление новой эры, гораздо дальновиднее с их стороны было бы возвестить невиданный урожай хороших русских фильмов за неполный 2013 год. Вот это была бы бомба. Сводки новостей, волнительные репортажи, оценки экспертов, томительное ожидание… А самое главное – не пришлось бы краснеть за весь этот неловкий казус с концом света – вот уж пёрнули в лужу так пёрнули, прогнозисты, блин. Другое дело – предсказание об отечественном кино. Человечество в кои-то веки познало бы радость оправданных надежд.

Как можно догадаться, «Марафон» — как раз один из представителей лучистой плеяды, которую составляют «Легенда №17», «Метро» и даже «Гагарин. Первый в космосе». Видок у него довольно непритязательный, зато за пазухой припрятан отличный сценарий. Тяжёлые атлеты комедия и драма как канат перетягивают его страницы на себя, стремясь оставить свой след в каждой графе. Это деловитое шебуршание эхом отдаётся в замечательных афористичных диалогах. Фильм у режиссёра Карена Оганесяна выдался, что называется, очень жизненным.

Персонажи получились сложные, взаправдашние и противоречивые. Примерно как доктор Хаус – с виду вроде хам и козёл, но зато в глубине души – тоже хам и козёл, но по-своему добрый. Так и герои «Марафона» — господа эгоистические, не чуждые слабостей, но в конечном счёте их человеческие качества берут верх над любыми пороками. Пореченков разве что иногда перегибает палку. Чтобы заглушить его спонтанное галдёжное грубиянство, приходится демонстрировать совсем уж настоящие чудеса гуманизма.

Без огрехов, правда, не обошлось. Похоже, когда настал черёд писать музыку к фильму, у создателей внезапно закончились деньги, чем они нешуточно обидели композитора. В результате его гонорара хватило на сочинение лишь одной главной темы, которой он отомстил за нанесённое оскорбление всему людскому роду. Даже неясно, как можно было уместить столько наигранности, навязчивости и мелодраматичности в гибельном наборе звуков.

Когда этот трек раздаётся в первый раз, это вызывает недоумение. Второй – настороженность. В третий – нервы начинают конкретно шалить. …Когда его беспощадные аккорды вырываются из динамиков в 15-й раз, хочется рвануть в цыганский табор и броситься головой под ноги медведям, чтобы они хорошенько оттоптали уши, навсегда избавив их от всяких слуховых терзаний. Даже самый роскошный мотив быстро заосточертеет, если гонять его каждые пять минут. «Марафон» в этом смысле оборачивается чуть ли не пыткой.

Наслаждаться актёрской мимикой в основном придётся дальнозорким товарищам или счастливчикам, захватившим с собой бинокль. Трудно сказать, чем оператору насолили крупные планы, но их дефицит досаден, поскольку играют лицедеи будь здоров. Что Екатерина Васильева, что Михаил Пореченков в своих ролях с блеском передают все диаметральности характеров, уготованные им драматургами.

Как бы то ни было, общее впечатление складывается весьма благоприятное. Слишком долго российский кинематограф душил зрителя безысходной чернухой. У героев «Марафона», в общем-то, всё хуже некуда – хоть вешайся! – но они всё равно продолжают двигаться вперёд. Картина Оганесяна сильна в первую очередь правильными посылами. Даже труднейшие ситуации можно показать с юмором и долей надежды, а через каждое новое препятствие перекарабкиваться, не унывая и не теряя присутствия духа.

Рецензия от Евгений Ухов

Толик (Пореченков) – самый обыкновенный неудачник. В детстве он запорол свою спортивную карьеру, его тренерские навыки сегодня никому не нужны, жена (Пересильд) ушла к другому и увела с собой ребенка, ютится он в скромной съемной квартирке, за которую даже не в силах расплатиться, а всех достижений в жизни – кубок да разваливающийся автомобиль. Впору утопиться от такой беспросветной жизни, но именно инцидент на причале сводит Толика с Анной Ильиничной (Васильева) – бодрой пенсионеркой, не желающей мириться с ролью выброшенной на обочину жизни старухи и мечтающей отправиться в Америку на соревнования по марафонскому бегу для тех, кому за 70. Вместе эти два человека помогают друг другу справиться с текущими проблемами и разглядеть светлое будущее.

За режиссерскими работами Карена Оганесяна следить как минимум небезынтересно. Начал он с великолепной драмы «Я остаюсь», продолжил изобретательным атмосферным триллером «Домовой», закрепился в умах зрителей добротной комедией в лучших советских традициях «Пять невест» и перетянул на себя одеяло в альманахе «Мамы» новеллой «Я – не Коля». Неожиданно незамысловатую и одноразовую пустышку «О чем молчат девушки» отбросим, она никаким образом в этот ряд не вписывается и выглядит не то экспериментом, не то шуткой, не то своеобразным возвращением какого-нибудь карточного долга. В этом году все скорее ожидали выхода именно «Марафона», фильма, который должен был послужить неким логическим продолжением «маминой» новеллы.

И фантастический дуэт Михаила Пореченкова и Екатерины Васильевой вернулся. Актеры снова невероятно органично смотрятся в паре, переигрывая любые другие отношения, построенные в фильме. Они снова уверенно держат зрительское внимание, умело манипулируют зрителем и создают великолепную теплую атмосферу. Вот только отличие «Марафона» от «Мам» в том, что здесь экранного времени впятеро больше, а значит, нужно не только мило браниться или переживать друг за друга, но и раскрывать как-то характеры своих героев. И вот тут наружу вылезают сценарные огрехи. И бог бы с ними, если бы они касались бытовых мелочей, вроде той, откуда героиня Васильевой узнала адреса работы и проживания Толика, откуда взялись деньги на перелет или зачем понадобился эпизод с ограблением. Нет, печалит другое. Сценаристы почему-то решили, что ограничиваться формулой «неудачник, потерявший цель в жизни, плюс старушка, мечтающая о последнем настоящем деле на своем веку» не стоит, и стали нанизывать на вполне понятный и близкий зрителю сюжет жирные куски «давления на психику»: приплели врагов народа, князей, тюрьмы, джаз, мертвых детей. Зачем? Помогает это с новой стороны раскрыть свою героиню Васильевой? Нет. Дает возможность сыграть что-то новое Пореченкову? Тоже нет. В результате сюжет обрастает балластом, который не выходит из головы, но пропадает мертвым грузом в тине повествования.

Было опасение, что и второстепенные персонажи останутся такими же призраками, но здесь, на счастье, мастерство актеров сценарные недоработки нивелировало. И Аронова, и Михалкова, и даже Белый, продолжающий играть своего персонажа из «Метро», великолепно контрастируют с ведущей парой актеров, заставляя тех сверкать еще сильнее.

Статьи о кино Рецензии на фильмы
Рецензия на фильм «Марафон»
2
Марафон
Бег на месте общепримиряющий

08.07.2013 Текст: Евгений Ухов
Film.ru

Актерские работы в драме Карена Оганесяна прекрасны, но посыл и идея фильма оставляют больше вопросов, чем ответов

Марафон (2013)

комедия / драма

Режиссер: Карен Оганесян
В ролях: Михаил Пореченков, Екатерина Васильева, Юлия Пересильд, Анатолий Белый, Игорь Савочкин …

Толик (Пореченков) – самый обыкновенный неудачник. В детстве он запорол свою спортивную карьеру, его тренерские навыки сегодня никому не нужны, жена (Пересильд) ушла к другому и увела с собой ребенка, ютится он в скромной съемной квартирке, за которую даже не в силах расплатиться, а всех достижений в жизни – кубок да разваливающийся автомобиль. Впору утопиться от такой беспросветной жизни, но именно инцидент на причале сводит Толика с Анной Ильиничной (Васильева) – бодрой пенсионеркой, не желающей мириться с ролью выброшенной на обочину жизни старухи и мечтающей отправиться в Америку на соревнования по марафонскому бегу для тех, кому за 70. Вместе эти два человека помогают друг другу справиться с текущими проблемами и разглядеть светлое будущее.

Кадр из фильма «Марафон»
Кадр из фильма «Марафон»

Четырежды работали вместе Карен Оганесян и Юлия Пересильд. Кроме «Марафона» актриса сыграла в фильмах «Пять невест» и «О чем молчат девушки», а также в сериале «Зоннентау»

За режиссерскими работами Карена Оганесяна следить как минимум небезынтересно. Начал он с великолепной драмы «Я остаюсь», продолжил изобретательным атмосферным триллером «Домовой», закрепился в умах зрителей добротной комедией в лучших советских традициях «Пять невест» и перетянул на себя одеяло в альманахе «Мамы» новеллой «Я – не Коля». Неожиданно незамысловатую и одноразовую пустышку «О чем молчат девушки» отбросим, она никаким образом в этот ряд не вписывается и выглядит не то экспериментом, не то шуткой, не то своеобразным возвращением какого-нибудь карточного долга. В этом году все скорее ожидали выхода именно «Марафона», фильма, который должен был послужить неким логическим продолжением «маминой» новеллы.

Кадр из фильма «Марафон»
Кадр из фильма «Марафон»

«Увлечение» спортом в российском кино продолжается – Михаил Пореченков своим следующим проектом выбрал фильм о знаменитом борце Иване Поддубном, а Карен Оганесян станет режиссером фильма о легендарном футбольном вратаре Льве Яшине

И фантастический дуэт Михаила Пореченкова и Екатерины Васильевой вернулся. Актеры снова невероятно органично смотрятся в паре, переигрывая любые другие отношения, построенные в фильме. Они снова уверенно держат зрительское внимание, умело манипулируют зрителем и создают великолепную теплую атмосферу. Вот только отличие «Марафона» от «Мам» в том, что здесь экранного времени впятеро больше, а значит, нужно не только мило браниться или переживать друг за друга, но и раскрывать как-то характеры своих героев. И вот тут наружу вылезают сценарные огрехи. И бог бы с ними, если бы они касались бытовых мелочей, вроде той, откуда героиня Васильевой узнала адреса работы и проживания Толика, откуда взялись деньги на перелет или зачем понадобился эпизод с ограблением. Нет, печалит другое. Сценаристы почему-то решили, что ограничиваться формулой «неудачник, потерявший цель в жизни, плюс старушка, мечтающая о последнем настоящем деле на своем веку» не стоит, и стали нанизывать на вполне понятный и близкий зрителю сюжет жирные куски «давления на психику»: приплели врагов народа, князей, тюрьмы, джаз, мертвых детей. Зачем? Помогает это с новой стороны раскрыть свою героиню Васильевой? Нет. Дает возможность сыграть что-то новое Пореченкову? Тоже нет. В результате сюжет обрастает балластом, который не выходит из головы, но пропадает мертвым грузом в тине повествования.

Кадр из фильма «Марафон»
Кадр из фильма «Марафон»

Было опасение, что и второстепенные персонажи останутся такими же призраками, но здесь, на счастье, мастерство актеров сценарные недоработки нивелировало. И Аронова, и Михалкова, и даже Белый, продолжающий играть своего персонажа из «Метро», великолепно контрастируют с ведущей парой актеров, заставляя тех сверкать еще сильнее.

Тут бы и порадоваться за прокат картины, если бы не одно «но». Картина у нас позиционируется как комедия, в то время как является если не драмой, то как минимум трагикомедией. Мелкие смешочки и шуточки не должны вводить вас в заблуждение. На первом плане здесь находятся неприспособленность к жизни, неуверенность в будущем, незнание своих сил и боязнь испытать себя – набор тех качеств, которые доминируют сейчас в обществе. Но как точно режиссер попал в свою аудиторию, так же точно, как эта аудитория, он не видит и выхода из сложившегося тупика. Ведь даже прорыв на одном фронте не приносит общую победу. Герои фильма так обложены бытом и собственными страхами, что ответа, что случилось с Толиком и Анной Ильиничной после титров, не могут дать ни авторы сценария, ни режиссер, ни актеры, ни зритель. Жизнь продолжится, безусловно, но финиш этого марафона увидят не все.

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>