Фильм Гора Вербински «Одинокий рейнджер» уникален во всем. Например, в удивительно безвольных попытках не походить на одну известную трилогию режиссера и одновременно играть на ее поле. Или в безупречных в одном случае и чудовищных в ином спецэффектах. Но самое странное, что фильм, призванный быть летним блокбастером, вызывает не стандартный набор ощущений, вроде восторга или неприязни. А чувство неловкости.
Вовсе не потому, что Джонни Депп в очередной раз сыграл Джека Воробья, не сумев избежать самокопирования ни в гримасах, ни в жестах. По поводу схожести образов уже сломано немало копий и, как это ни парадоксально, на фоне отсутствия иных сильных сторон излишняя «воробьевость» главного героя «Одинокого рейнджера» даже благо.
И не потому, что проект является настоящей энциклопедией несмешных шуток. Они, конечно, не опускаются «ниже пояса», так как все-таки речь идет о картине Walt Disney с детским рейтингом. Но их качество заставляет усомниться в том, что фильм снимала та же самая компания и тот же постановщик, что и «Пиратов Карибского моря».
И, естественно, не потому, что «кони так не скачут», «поезда так не ездят», «пули так не летают», и большинство законов природы игнорируются как живыми, так и не живыми объектами. Ведь все мы прекрасно понимаем, что в развлекательных картинах реалистичность происходящего на экране — далеко не самый важный элемент. В тех же «Пиратах» лихие трюки главных героев не менее фантастичны, хоть и более рациональны.
Чувство неловкости возникает из-за нарочитого заигрывания с коренными жителями Северной Америки. Тонто в исполнении Джонни Деппа, который стараниями сценаристов превратился из «сайдкика» в главного героя, — это даже не пародия на индейца. Это совокупность всех нелепых представлений бледнолицых о краснокожих, собрание анекдотов на эту тему, использование которых не делает чести создателям картины.
Львиная доля «смешных» моментов строится на подчеркивании недалекости и жадности белых покорителей Дикого Запада. При этом индейцы возводятся в ранг «соли земли» и наделяются некими сакральными знаниями и смыслом. Даже если допустить, что подобные оценки объективны, сделаны они в форме унижающей аборигенов куда больше, чем их покорителей.
Более того, некоторые эпизоды «Одинокого рейнджера», призванные, по задумке авторов, проиллюстрировать всю трагедию индейского народа, своей нарочитой драматичностью вызывают не сочувствие, а раздражение. И потому, что они разрывают и без того не очень стройный сюжет картины, и потому, что являются неуклюжей попыткой соединить несколько жанров, и потому, что не служат оправданием мотиваций ни одного из персонажей.
Все это в совокупности и порождает чувство вины, весьма странное для бледнолицего зрителя, не имеющего никакого отношения к угнетению краснокожих, и грустное для фильма, призванного развлекать.
А ведь как было бы хорошо, если бы создатели «Одинокого рейнджера» не пытались превратить Деппа в индейца, а придумали бы какую-то изящную историю, объясняющую его похожесть на краснокожего. Скажем, можно было сделать его героя белым американцем, у которого есть причины прикидываться индейцем. Право, такое толкование образа Тонто было бы смешнее и не столь резало глаз и слух.
В остальном же фильм является типичным представителем современных проектов, в которых желание показать «самый большой взрыв» превалирует над стремлением отточить сценарий. Не вдаваясь в детали, скажу лишь, что начало картины, ее фабула и финал, требуют разъяснения, которое не удается получить за все два с половиной часа просмотра.
Известно, что бюджет проекта неоднократно сокращался, и эта финансовая лихорадка явно сказалась не только на сценарии, но и на спецэффектах. Если ко всевозможным трюкам с паровозами претензий нет никаких, то столь плохо нарисованных животных не попадалось давненько.
Что касается актерских работ, то самой интересной из них является роль Тома Уилкинсона, и только его герой заслуживает сочувствия и понимания. Присутствие в кадре Хелены Бонем Картер ничем, кроме дружбы Джонни Деппа и Тима Бертона, объяснить нельзя. Изуродованный до неузнаваемости Уильям Фихтнер и сверкающий в 19-м веке белозубой улыбкой 21-го века Арми Хаммер хоть и сделали все возможное в рамках невнятного сценария, но не смогли себя проявить в полной мере. Прекрасны почти все второстепенные персонажи, но во многом благодаря удачной работе гримеров.
Фильм «Одинокий рейнджер», несомненно, найдет своего зрителя, для которого все вышеперечисленные недостатки не будут иметь никакого значения. Но те, для кого участие Джонни Деппа не заставляет закрыть глаза на все огрехи, те, кто рассчитывают увидеть нечто действительно оригинальное и запоминающееся не обилием спецэффектов, а занимательной историей, будут разочарованы и испытают то же самое чувство неловкости.
Неловкости от осознания того, что этот фильм снял создатель прекрасной трилогии «Пираты Карибского моря».
P.S. Самый смешной, но и самый необъяснимый элемент фильма — это кролики. Если у кого-то возникнут после просмотра разумные версии на их счет, просьба поделиться.
Оставить комментарий