В то время, пока в США процветает школьная сумеречная тема с необыкновенным мужчиной в образе Эдварда, в борьбу с ним вступает фильм Дэнниса Дугана «Одноклассники», в котором подобных «эдвардов» сразу пятеро. Пусть они чуть помоложе великого школьника, им всего по 40, а вот бытовых и семейных проблем у них намного больше.
Пять «эдвардов» Дэнниса Дугана — это пять типов американского мужчины — начиная от расовой принадлежности, сексуальной активности, благосостоятельности и заканчивая делениями на блондин — брюнет, толстый и тонкий. В этих пяти «эдвардах» отразились абсолютно все черты кризиса переходного возраста, над которыми то ли стоит плакать крокодильими слезами, то ли смеяться. Не случайно герои фильма встречаются после 30-летней разлуки на похоронах школьного тренера с горечью из-за смерти тренера, собственного старения и всякого рода жизненных неудач, а на панихиде угарают над смертью, вновь почувствовав себя детьми. По отношению к тренеру их «угарание» выглядит самой черной комедией, но именно черный, местами шокирующий, юмор помогает друзьям-«эдвардам» справиться со всеми неудачами.
С помощью черного юмора Дэннис Дуган пытается обрисовать проблемы современного неидеального мужчины, тем самым затащив в кино целевую аудиторию постарше. Сам режиссер не молодеет, а вместе с ним стареют и его киногерои, а особенно киногероини. Практически в каждом фильме Дугана ревизии подвергается виртуальный «одноклассник». Так как проблемы могут меняться, а люди практически неизменяемы, то и многие идейные и сюжетные ситуации Дуган с легкостью переносит в свое новое творение. В «Одноклассниках» ярко чувствуются отголоски всех его прежних наработок («Большой папа», «Скамейка запасных», «Стерва», «Не шутите с Zоханом» и т. д.) Нужную ситуацию Дуган галантно переносит в «Одноклассники», где «стервой» оказывается Салма Хайек, а папашей на скамейке запасных с нравом Zохана — все герои.
В результате можно говорить о том, что «Одноклассники» — это не фильм, а псевдохудожественный коллаж, где каждый кадр напоминает какой-то другой фильм. Наиболее часто Дуган пользуется своими творениями, но навязчиво бросаются в глаза параллели с фильмами «Смерть на похоронах», «Машина времени в джакузи» и т. д. по сюжету. Проигрывание уже известных зрителю сюжетных ходов помогает реализовать юмористический потенциал сценарной группы во главе с Адамом Сэндлером. Практически каждый сюжетный плагиат выглядит как пародия с обязательным стебом. Привычный к юмору Сэндлера зритель в этом может словить кайф, а вот далекому от юмористической системы Сэндлера фильм может показаться полнейшей идиотией. Этому способствует и стремление показать как можно больше персонажей, чтобы потом выдать свою претензию, что он снял самое юмористичное эпичное кино.
По великому сценарию Сэндлера герои фильма представляют из себя совершенно обычных людей, которых можно встретить на улице, а при желании дать им пинка. Все они погрязли в своих бытовых проблемах, но при этом так и остались переросшими детьми. Персонаж Сендлера, папаша с опытом, завидует детским играм своих детей, все молодеющий «мужчина по вызову» Роб Шнайдер ощущает себя старшеклассником с зашкаливающими гормонами, Кевин Джеймс в образе мальчишки-шалуна заново осваивает тарзанку, тихоня Дэвид Спейд напоминает героя старых вестернов, а невзрослеющий Крис Рок с комплексом детской наивности воплощает собой патологию детства. На фоне всех этих безумных мужчин взрослыми выглядят их дети. И Дугану удалось с блеском провести контраст между тем, что взрослый человек хочет стать ребенком, а ребенок мечтает побыстрее повзрослеть.
В нетрадиционно грязном юмористическом ключе обыгрываются многие бытовые проблемы в виде ироничных жанровых зарисовок, где вместо «лечения» предлагается безоговорочная «ампутация». Может быть, это действительно юмор новой волны, от которого можно отдать богу душу, но в большей степени фильм напоминает абсурд, не имеющий к юмору вообще никакого отношения. Если проявление вандализма, человеческой дикой жестокости и смех над несчастьем человека считать увеселительным, то фильм, несомненно, удался.
Оставить комментарий