Еще один крепкий орешек («
Падение Олимпа«)
Антуан Фукуа, знатный любитель потрепать нервы бойким триллером, наконец-то добрался до благодатной темы медународного терроризма. Да как добрался! Чем мелочиться, замахнулся сразу на главу государства, и не какой-нибудь Великой Банановококосии, а Соединенных Штатов! Увы, облагороженный по-хорошему претенциозным названием, фильм «Падение Олимпа» — прекрасный образец того, как смачную постановку способен сгубить непродуманный сюжет.
Но обо всем по порядку. Надо ли говорить, что кино это патриотическим пафосом не просто дышит, оно им живет, пропитаное вдоль и поперек эффектными кадрами. Чего только стоит эпопея со звездно-полосатым флагом, который то превращают в тряпку, то скидывают с крыши, то гордо водружают обратно — и все это, разумеется, в сопровождении торжественной музыки в лучших традициях военного или исторического кино.
Впрочем, даже это шалости по сравнению с отведенной Америке в фильме геополитической ролью. Глупо винить авторов за столь самонаденный взгляд на мир — даже наоборот, именно такой и должна быть патриотическая пропаганда. Не только бахвальной и напыщенной, но и интересной, эффектной. Чтобы даже иностранцы, сидя в своих залах, ставили себя на место американцев, пылая праведным гневом и желая отомстить ублюдкам, ударившим в самое сердце страны! Перестрелки, драки и куча трупов прилагаются.
Да, на литры бутафорской крови Фукуа бюджета не пожалел, пролилось ее дай Боже; хватило бы, чтобы в буквальном смысле утопить президента и кабинет министров в придачу. Дважды. Но, бесспорно, главное здесь — причина, по которой она орошает собой лужайку Белого Дома. Пистолеты и пулеметы, самолеты и джипы, террористы и морпехи, охрана и гражданские, пули и бомбы, зачистки и взрывы, схватки и переговоры — все это, перемешанное и перекрученное, кипит и плавиться на фоне разрушаемых достопримечательностей. Последнее лишь усиливает накал страстей и степень гнева по отношению к осмелившимся атаковать Вашингтон.
В этом отношении лучше всего удалась сцена захвата президентской резиденции вместе с самим первым человеком страны. Все вышеописанное в ней проявляется в полной мере, обещая, в дальнейшем, нечто совершенно невероятное. Однако уже на этом моменте начинают закладываться определнные подозрения в отношении осмысленности действия. Нет, откровенных нестыковок и ляпов вы так просто не найдете. Но когда, пусть даже самый крутой и закаленный отряд последывательно штабелями за тринадцать минут укладывает всю президентскую охрану… когда военные реагируют на угрозу как сомнамбулы… когда у сильнейшего в мире государства нет техники, способной должным образом противостоять врагу…
Как-то после этого слабо верится, что одно только присутствие войск этого государства на другом конце планеты удерживает мир от ядерной войны. Всякие там эффекты внезапности, бункеры и прочие отговорки меркнут и бледнеют на фоне персонажа Брюса, ой, простите, Джерарда Батлера, временно и. о. Брюса Уиллиса. Человек-армия, в одиночку спасающий сперва главу государства, а после… в общем, не пугайтесь эскалации конфликта и нарастающей с каждой минутой катастрофичности последствий.
Обобщая, все американские силы и службы внутренней безопасности разом поглупели только ради того, чтобы оттенить старательно наращиваемую сценаристами крутость Батлера. Впрочем, он и без того достаточно крут, чтобы спасти президента. Будь он помоложе, мог бы запросто заменить невыразительного Джея Кортни в пятом «Орешке». Правда, ему остро не хватает броских, запоминающихся фраз — все, что смогли родить в его отношении авторы сценария, по-хорошему, и внимания особенного не заслуживает. А сам он импровизировать то ли не любит, то ли не хочет (то ли ему просто не дают). Вот и получается, что бегает, прыгает, стреляет-убивает классно, но пресно и без задора. И даже с бесчуственной машиной его нельзя сравнишь — кинематограф уже богат на куда более харизматичных андроидов.
Аарону Экхарту, в свою очередь, можно лишь посочувствовать. С его-то талантом, способностями, с его волевой внешностью, казалось, сам Бог велел играть президента. И вот, мечта сбылась, но… врагу не пожелаешь такого главу государства. Не президент, а тряпка, чьи министры отличаются не в пример большими стойкостью, храбростью и честью. Бедняжка не выдержал зрелища пыток — ну, очень грубо говоря, пыток. Подумаешь, государственная безопасность, а вместе с ней и черт-знает-скольколлионов жизней на кону. Яжнемогунаэтосмотреть! Тьфу. И вот это пришлось честно — да еще и с толком, с расстановкой — отыгрывать Экхарту. Прям жалко его.
«Падение Олимпа» — фильм зрелищный. Крутой, натуральный боевик на столь интересную тему. Но, как и многие прочие «натуральные боевики», хромой на сценарий. Благодатнейшую идею превратили в простое размахивание кулаками, которые иногда, случайно ли, специально ли, друг по другу попадают. Враги — без четкой мотивации, свои — без четкого плана действий, зато все патриотично и торжественно, с красивой речью в конце. Словом, первую попытку отбить обратно Белый дом можно считать пирровой победой — слишком уж велики «потери личного состава». Остается лишь, скрестив пальцы, ждать вторую. Эммерих, не дай Бог подведешь!
Оставить комментарий