Главная » Современник, Фильмы

Поп

31 марта 2010 Нет комментариев Рейтинг КиноПоиск: ---, IMDB: ---
Поп

Псковская православная миссия — одна из наименее изученных страниц истории Великой Отечественной войны. С августа 1941 по февраль 1944 года священники-миссионеры из Прибалтики возрождали церковную жизнь на оккупированных немцами территориях северо-запада России. После занятия этих областей советскими войсками участники Псковской миссии были высланы в лагеря.

В главных ролях:

Сергей Маковецкий
Нина Усатова
Лиза Арзамасова
Кирилл Плетнёв
Юрий Цурило

Рецензия от central
Вот и наши кинематографисты всерьез взялись за тему религии. После очень противоречивого «Царя», Хотиненко тоже решил внести свою лепту в свое видение ситуации. И с пылу с жару предложил нам «Попа» (ударение на первый слог). При этом затрагивая тему Великой отечественной. Итак, что мы видим, какими бы не были времена, как бы не гнобили церковь, русские священники, все равно молились и даже не думали сгибаться перед гнетом иноземных захватчиков, прославляя своих. На эту тему можно долго спорить, очень ожесточенно, но мы не будем даже касаться этой очень взрывоопасной темы.

В Псковскую Губернию, в село «Закат», отправляют отца Александра с миссионерской миссией, проще говоря, нести слово божье. В разгаре вторая мировая и эти земли оккупированы немецкими войсками, однако никуда не денешься, приходится сосуществовать, хотя душа болит. Во время всего течения фильма, мы видим как меняется обстановка со временем, и оказывается, что спокойнее и мирнее жизнь была во время оккупации. Однако, тут также можно трактовать двояко.

Лучше порассуждать об актерах. Безусловно центральной фигурой является Маковецкий. Сказать, что он один тащил всю картину, будет не совсем правильно, хотя где то рядом с истиной. Человеком, который помогал нашему «Попу», стала многогранная и супер харизматичная Нина Усатова, она то мне запомнилась, чуть ли не больше остальных. Образ настоящей русской бабы, которая как выразился герой Маковецкого, точит его как камень, проходит все трудности и пытается где-то сберечь, где-то направить своего мужа.

Со стороны режиссуры, осталось опять двоякое впечатление, есть как и отличные кадры, так и сцены в лучших традициях студенческих фильмов. Хотиненко не смог снять ровную картину, видимо, эксперименты, которые он продолжает совершать, уводят его в ненужную сторону, и нужно ему вернуться к корням и продолжить их развитие, а не искать что-то в другом месте.

В общем из горы непонятных эпитетов и прочего смыслового хлама, следует извлечь одно, это неплохой фильм, с хорошими актерами, который стоит посмотреть, дабы сформировать свое, сугубо субъективное мнение в данной описываемой ситуации, а полемика у вас в голове будет, я вам обещаю.

Оценка: 7 из 10


Рецензия от Миша-35
Прекрасный, глубокий, драматический и проникновенный фильм о малоизученной странице нашей истории, хотя и не такой уж далекой, но в то же время очень противоречивой, однозначные оценки которой вряд ли когда-нибудь удастся дать. Перед православными священнослужителями встает проблема выбора: возрождать веру, церковную жизнь, окормлять паству при определенном содействии со стороны оккупационных властей или отказаться от каких бы то ни было компромиссов, оставив народ без поддержки, так необходимой ему в эти тяжелые дни. Какой выбор сделали священники будущей Псковской православной миссии, сегодня мы уже знаем. Кем они стали после этого? Героями? Предателями? Лично у меня нет ответа на этот вопрос. Не дает на него однозначного ответа и картина. Хотя все-таки я ближе к мысли, что эти священнослужители творили благое дело, хотя сомнения, наверное, не оставляли ни одного из них до самого конца. Двойственность их положения очень ярко иллюстрирует реплика одного из героев, адресованная отцу Александру: «Что-то не пойму я тебя. Вроде ты за немцев, а вроде и не за немцев…» Не случайно в фильме по сути вообще очень мало однозначно отрицательных героев.

У каждого своя правда, свой резон, своя мораль. Даже немцы в картине разные — от православного немца Фрайгаузена со своей жизненной драмой до молодого мотоциклиста, за минуту до смерти мечтающего о счастливой супружеской жизни. Конечно, не все согласятся с таким взглядом на людей, пришедших на чужую землю с оружием в руках. Да, среди них хватало таких, которые верили в мифы фюрера о «неполноценных славянах», которым лишь по недоразумению достались большие земли, которые они не умеют обрабатывать. Но были и такие, как, например, тот же Фрайгаузен или просто подчинившиеся приказу. Точка зрения, безусловно, очень спорная, но тоже имеющая право на существование.

На меня фильм произвел большое впечатление и в силу своей потрясающей реалистичности. Это действительно буквально срез из жизни того времени. Видя происходящее на экране и помня рассказы своих отцов, матерей, бабушек и дедушек, очень ясно отдаешь себе отчет, что вот так тогда люди и жили: украдкой крестились, носили крестики, шептали молитвы, просили благословения, как тот молодой танкист, да, по большому счету, и Логотинцев, в глубине души сохранивший веру. За это, конечно, нужно сказать спасибо в первую очередь первоисточнику — роману Александра Сегеня, а также творческой команде которая не сфальшивила ни на ноту.

В фильме прекрасные актерские работы. Сергей Маковецкий очень удачно сыграл роль отца Александра. Глядя на него веришь, что это действительно «выдающийся тип русского батюшки». Это живой человек: у него есть свои страхи, сомнения, боль, но навстречу людям он всегда идет с искренним и открытым сердцем, старается помочь, ободрить, хотя самому приходится ой как тяжело! Все это очень убедительно передает в картине Маковецкий, для которого роль отца Александра наверняка останется знаковой, несмотря на большое количество уже сыгранных им до этого /и в большинстве совеем очень удачных ролей, которых у него уже около 70-ти/, а также, даст Бог не менее удачные будущие роли. Очень гармоничную пару с ним в фильме составила и Нина Усатова, исполнившая роль матушки Алевтины. Тоже хорошая получилась роль. Поневоле сравнил их с другой подобной кинопарой, сыгравшей православного священника и матушку — Юрием Беляевым и Ириной Муравьевой /сериал «Спас под березами»/. Все они настолько удачные, что даже не скажешь, какая сыграна лучше, несмотря на то, что «Спас….» — это все-таки сериал и у него своя специфика.

Также очень понравилась и Лиза Арзамасова в роли Евы /Хавы/. Этой девочке, которую рано заставила повзрослеть жизнь, тоже пришлось делать свой выбор — как минимум не менее важный. А вскоре уже и брать на себя груз ответственности за других. Всю эту трогательную детскую простоту, наивность и искренность актрисе удалось передать очень хорошо.

Не могу пройти мимо приметы о грибной поре, звучащей в картине из уст матушки Алевтины. Как мы помним, с нее фактически начинается и другой фильм, снятый Владимиром Хотиненко — сериал «Гибель империи», где ее произносит некая мифическая девушка в лесу. Таким образом, можно говорить о символизме и знаковости этой приметы, поскольку и в том, и в другом фильме режиссер обращается к драматическим периодам истории. Кстати, фильм «Поп», на мой взгляд, подтвердил высокий профессиональный уровень В. Хотиненко, авторитет которого в моих глазах несколько пошатнулся после откровенно неудачного лубочно-невразумительного проекта «1612. Хроники Смутного времени»

В который раз порадовал своей хорошей музыкой и композитор Алексей Рыбников.

После таких хороших фильмов у сегодняшнего зрителя может остаться, кроме всех прочих, еще и определенное двойственное чувство. С одной стороны, хочется, чтобы таких фильмов было как можно больше. С другой стороны, понимаешь, что поставить подобную драму, глубину, переживания на конвейер весьма и весьма рискованно — можно перекормить. И пресытить. Поэтому, наверное, между такими фильмами должна быть определенная пауза — для размышления, осмысления и выводов.

А этому замечательному фильму я, конечно, ставлю

10 из 10


Рецензия от Ortega-y-Gasett
Красивый фильм о грозном времени

Весьма актуальная для сегодняшнего человека проблема «кризиса веры» нашла свое отражение в кино. В полюбившихся отечественному зрителю «Острове» и «Царе» Павла Лунгина засияла обновленная православная Россия, и, судя по всему, тематика православной России все больше набирает обороты в киноиндустрии. Фильм Владимира Хотиненко развивает эту тенденцию в самой привлекательной форме в творении под названием «Поп». В отличие от «мрачного лунгиновского православия» картина Хотиненко очень яркая по цветовому обрамлению и пропитана духом любви и пантеизма.

Практически весь фильм изобилует православием, отражающимся даже в декорациях лихо воссозданной «русской деревеньки», костюмах, специфическом языке и мастерски обозначенных картин русской природы. В центре внимания кинокартины оказывается ряд проблем, первая из которых связана с верой и безверием. Создатели фильма местами даже навящево пытаются продекламировать, что пока человек верит, он остается человеком, и не превращается в животное. В интерпретации Хотиненко — православие — это сила, которая подпитывает русский народ. С другой стороны, тема православия вписана в проблему противостояния русских и немцев в период Великой Отечественной войны, когда человек терялся, но в доме божьем мог снова обрести себя. Немцы врываются в русский православный мир абсолютно чуждыми разрушителями не только русского уклада, но и веры в жизнь. Немцы предстают в образе бесчеловечности, порочности и чревоугодия. Они не могут понять русскую душу, а потому всячески пытаются ее загубить, что Хотиненко демонстрирует на примере Псковской православной миссии.

Псковская миссия под предводительством отца Александра представляет собой оазис православного уклада. В этом оазисе представитель любой национальности может найти пристанище. В символическом плане Псковская православная миссия — это вся православная Россия. Ее герой, отец Александр в исполнении Сергея Маковецкого, представляет собой собирательный образ русского человека в поисках веры. Иногда он проявляет сверхгероические способности, а иногда оказывается самым слабым персонажем. Его религиозные искания постоянно проверяются страшными событиями, способными пошатнуть веру любого человека. Отец Александр становится очевидцем всех ужасов военного быта, но не может ничего изменить, а лишь всячески старается поддерживать в людях веру. Его верная спутница жизни матушка Алевтина — образец истинно русской женщины-спасительницы, готовой на все ради счастья близких. Этому образу вторит и созданный персонаж Лизы Арзамасовой, получивший при крещении говорящее имя — Ева. В образе этой хрупкой девочки воплотилась новая православная Россия, пережившая все тяготы и несчастья военных событий.

В целом фильм получился весьма привлекательным и очень «контрастным» (если так можно сказать). Православная одухотворенная красота постоянно разбивается на осколки от немецкой агрессии, но Россия не ломается, а снова поднимается с колен из «разбросанных осколков» и снова готова к очередному удару. Создатели сумели провести яркую линию духовности и мрака, любви и смерти, добра и зла, веры и ее отсутствия. Во многом эти противостояния показаны с ярко выраженным пафосом и религиозным догматизмом, что наделяет фильм иллюзией наигранности и пеленой эклектизма. К тому же, развитие событий фильма очень динамично. Сюжет накручивается бешеным темпом, благодаря чему на более глубокое осмысление реальности или углубление образов времени не остается, но из-за этого динамичного сюжетного показателя фильм на православную тематику будет интересен и не оставит равнодушным ни одного зрителя.

Очень интересна идея фильма в несколько иной плоскости, когда перед зрителем предстают два образа России — православная с сохраненным патриархальным укладом и современная — символически обозначенная в фильме в образах немцев, духовно разрушающих Россию. На суд зрителю предстают милые образы, как бы вышедшие из прозы Ивана Шмелева, и современный русский «человек без свойств», с небывалой скоростью приближающий свою гибель.


Рецензия от WhiteBizon81
В фильме Владимира Хотиненко «Поп» рассказывается история священника Александра Ионина, который в рядах Псковской Православной миссии в годы Великой Отечественной войны нес нелегкое бремя служения Богу и людям.. .

Хотиненко не стал делать акцент исключительно на теме православия, он здраво рассудил, что ненужный религиозный пафос и фанатизм здесь совсем не к месту. В современном обществе и без того отношение к религии весьма скептическое, и если бы режиссер акцентировал внимание исключительно на вопросах веры и высокой духовности, он бы, скорей всего, ошибся с выбором. Но вместо пафоса, громких стонов «Аллилуйя», вериг, сверхъестественного аскетизма, разбивания лбом пола в храме и прочих ненужных атрибутов зрителю показана спокойная, размеренная, реалистично воссозданная в историческом плане история. История силы духа, любви к Богу и ближнему своему и непоколебимой веры. Причем в тяжелых условиях. В условиях войны.

Отец Александр — это представитель тех православных священников, которых в годы сталинских репрессий ссылали в лагеря либо ставили к стенке. Смирение, высокая духовность, горячая любовь к своей пастве, готовность всегда прийти на помощь, помочь и словом, и делом, кротость, простота в общении даже с самым юродивым человеком — это далеко не полный перечень моральных качеств отца Александра. Он прекрасно знал, в какое время они живут, что в любой момент у товарища Сталина может испортиться настроение и за ним, отцом Александром, как говорится, «придут посреди ночи». И тем не менее исправно продолжал нести свою службу.

Политические дрязги отца Александра не интересуют. Пусть генералы сами между собой разбираются и воюют, а у священника своих забот хватает. И это, по сути, правильно — священнослужитель поставлен заботиться о душах своей паствы, а не ломать голову над тем, когда состоится Ялтинская конференция. Митрополиту Сергию приходилось, как он сам выразился, «вертеться» — но у митрополита и статус другой. А отец Александр — человек скромный. Разумеется, он, как русский человек и патриот, не питал особых симпатий к немцам, но тем не менее даже в них он старался видеть людей, а не солдат в униформе. «Перед Богом все равны». А сволочей и среди русских в годы войны хватало.

Сергей Маковецкий прекрасно справился с тяжелой ролью. Перед актером стояла задача показать простого русского батюшку, не заканчивавшего академий, но любимого своей паствой, смиренного, но твердого в своей вере, без грамма гордыни и заносчивости. Справился ли он? Безусловно. Маковецкий — мастер актерского перевоплощения и сыграл роль именно так, как надо было. Сразу вспомнился образ митрополита Филиппа в исполнении Олега Янковского в фильме «Царь». Два великих актера — два сильных образа.

Конечно, изумительнейшая роль Нины Усатовой. Тут вообще без комментариев! Попадья — очень добрая женщина, русская женщина. Да, она бывает строга, но справедлива. В ее богатом сердце живет самая настоящая Любовь. Матушка Алевтина вызывает только искреннее восхищение!

Вообще, актерская в фильме на очень высоком уровне. Ну могут ведь, когда захотят!

Еще хотелось бы отметить, что в фильме есть место самым разным символам. Например, мир глазами мухи, убитая корова, рябина крупным планом. Зачем это? Думаю, режиссер хотел показать нам, что человек и природа — это все-таки одно целое, они не могут существовать по раздельности. А песочные часы, которые носил с собой полицай — это символ скоротечности земного бытия. Никогда не можешь знать, где и когда тебя настигнет смерть…

Вердикт: очень сильный и светлый фильм Владимира Хотиненко. Он пронизан не религиозным фанатизмом и экспрессией, а серьезным, вдумчивым православным духом.

8 из 10


Рецензия от john18
В ещё нетронутой Великой Отечественной войной латышской деревни Тихое православный священник отец Александр Ионин (Сергей Маковецкий) рассуждает об особенностях семейной жизни («я — единичка, а жена моя — ноль, но вместе мы образуем десятку»), крестит после отговоров девочку-еврейку (Лиза Арзамасова), глядящую на него обожающим взглядом, и вскоре отправляется в Ригу, где митрополит даёт ему задание основать в псковской деревни Закаты миссию под протекторатом германской армии — главным поборником миссии выступает русский немец, полковник Фрайгаузен (Анатолий Лобоцкий). Зажатый между большевиками (представленными тут партизанами) и фашистами, отец Александр как может пытается помочь своей пастве. Однако, при явной поддержке со стороны немцев, наотрез отказывается придавать свою родину — Россию.

По структуре заявленной в фильме темы (отношения религии с властью) «Поп» напрашивается на сравнение с недавним «Чудом» Александра Прошкина. Оба фильма основаны на реальных событиях. В обоих есть конфликт православия с большевизмом (в «Попе», поскольку дело происходит во времена ВОВ, примешивается ещё и третья сила — фашизм). В обоих играет Маковецкий. Но, как говорится, с нюансами. Роли у него настолько диаметрально противоположные (в «Чуде» — злостный подхалим со стеклянным глазом, в «Попе» — сама благость), что уже нет смысла хвалить его за мастерство перевоплощения. Кто ещё хорош в ленте, так это матушка Алевтина — жена Ионина. Нина Усатова убедительно сыграла мать, у которой есть свои, взрослые дети (мы их, правда, в кадре не видим), но которая, не смотря на трудное время, готова приютить чужих.

Если же говорить о художественных достоинствах фильма, то тут сложнее. Хотиненко в последнее время упражняющейся в жанре патриотического лубка (см. «1612»), кажется, только отточил свои кондовые ремесленные навыки, однако его чувство прекрасного до сих пор вызывает вопросы. Зачем показывать мир глазами мухи и крупным планом коровье вымя, если эти кадры не несут никакой смысловой нагрузки, не совсем понятно. Равно как и напускать инфернальной жути при уходе положительного советского солдата в лесную чащу. Приёмы Хотиненко дубоваты. На каждый удачный план у него найдётся вызывающе неудачный. И, если быть уже совсем откровенными, его картина больше похожа на сериал «Первого канала» (пусть и по сериальным меркам очень короткий).

Читайте также

Оставить комментарий

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>