Прекрасный, глубокий, драматический и проникновенный фильм о малоизученной странице нашей истории, хотя и не такой уж далекой, но в то же время очень противоречивой, однозначные оценки которой вряд ли когда-нибудь удастся дать. Перед православными священнослужителями встает проблема выбора: возрождать веру, церковную жизнь, окормлять паству при определенном содействии со стороны оккупационных властей или отказаться от каких бы то ни было компромиссов, оставив народ без поддержки, так необходимой ему в эти тяжелые дни. Какой выбор сделали священники будущей Псковской православной миссии, сегодня мы уже знаем. Кем они стали после этого? Героями? Предателями? Лично у меня нет ответа на этот вопрос. Не дает на него однозначного ответа и картина. Хотя все-таки я ближе к мысли, что эти священнослужители творили благое дело, хотя сомнения, наверное, не оставляли ни одного из них до самого конца. Двойственность их положения очень ярко иллюстрирует реплика одного из героев, адресованная отцу Александру: «Что-то не пойму я тебя. Вроде ты за немцев, а вроде и не за немцев…» Не случайно в фильме по сути вообще очень мало однозначно отрицательных героев.
У каждого своя правда, свой резон, своя мораль. Даже немцы в картине разные — от православного немца Фрайгаузена со своей жизненной драмой до молодого мотоциклиста, за минуту до смерти мечтающего о счастливой супружеской жизни. Конечно, не все согласятся с таким взглядом на людей, пришедших на чужую землю с оружием в руках. Да, среди них хватало таких, которые верили в мифы фюрера о «неполноценных славянах», которым лишь по недоразумению достались большие земли, которые они не умеют обрабатывать. Но были и такие, как, например, тот же Фрайгаузен или просто подчинившиеся приказу. Точка зрения, безусловно, очень спорная, но тоже имеющая право на существование.
На меня фильм произвел большое впечатление и в силу своей потрясающей реалистичности. Это действительно буквально срез из жизни того времени. Видя происходящее на экране и помня рассказы своих отцов, матерей, бабушек и дедушек, очень ясно отдаешь себе отчет, что вот так тогда люди и жили: украдкой крестились, носили крестики, шептали молитвы, просили благословения, как тот молодой танкист, да, по большому счету, и Логотинцев, в глубине души сохранивший веру. За это, конечно, нужно сказать спасибо в первую очередь первоисточнику — роману Александра Сегеня, а также творческой команде которая не сфальшивила ни на ноту.
В фильме прекрасные актерские работы. Сергей Маковецкий очень удачно сыграл роль отца Александра. Глядя на него веришь, что это действительно «выдающийся тип русского батюшки». Это живой человек: у него есть свои страхи, сомнения, боль, но навстречу людям он всегда идет с искренним и открытым сердцем, старается помочь, ободрить, хотя самому приходится ой как тяжело! Все это очень убедительно передает в картине Маковецкий, для которого роль отца Александра наверняка останется знаковой, несмотря на большое количество уже сыгранных им до этого /и в большинстве совеем очень удачных ролей, которых у него уже около 70-ти/, а также, даст Бог не менее удачные будущие роли. Очень гармоничную пару с ним в фильме составила и Нина Усатова, исполнившая роль матушки Алевтины. Тоже хорошая получилась роль. Поневоле сравнил их с другой подобной кинопарой, сыгравшей православного священника и матушку — Юрием Беляевым и Ириной Муравьевой /сериал «Спас под березами»/. Все они настолько удачные, что даже не скажешь, какая сыграна лучше, несмотря на то, что «Спас….» — это все-таки сериал и у него своя специфика.
Также очень понравилась и Лиза Арзамасова в роли Евы /Хавы/. Этой девочке, которую рано заставила повзрослеть жизнь, тоже пришлось делать свой выбор — как минимум не менее важный. А вскоре уже и брать на себя груз ответственности за других. Всю эту трогательную детскую простоту, наивность и искренность актрисе удалось передать очень хорошо.
Не могу пройти мимо приметы о грибной поре, звучащей в картине из уст матушки Алевтины. Как мы помним, с нее фактически начинается и другой фильм, снятый Владимиром Хотиненко — сериал «Гибель империи», где ее произносит некая мифическая девушка в лесу. Таким образом, можно говорить о символизме и знаковости этой приметы, поскольку и в том, и в другом фильме режиссер обращается к драматическим периодам истории. Кстати, фильм «Поп», на мой взгляд, подтвердил высокий профессиональный уровень В. Хотиненко, авторитет которого в моих глазах несколько пошатнулся после откровенно неудачного лубочно-невразумительного проекта «1612. Хроники Смутного времени»
В который раз порадовал своей хорошей музыкой и композитор Алексей Рыбников.
После таких хороших фильмов у сегодняшнего зрителя может остаться, кроме всех прочих, еще и определенное двойственное чувство. С одной стороны, хочется, чтобы таких фильмов было как можно больше. С другой стороны, понимаешь, что поставить подобную драму, глубину, переживания на конвейер весьма и весьма рискованно — можно перекормить. И пресытить. Поэтому, наверное, между такими фильмами должна быть определенная пауза — для размышления, осмысления и выводов.
А этому замечательному фильму я, конечно, ставлю
10 из 10
Оставить комментарий