Знаете, глядя на последние кадры, где под бомбовый саундтрек Дредд уезжает, как ковбой в сторону заката, я думал лишь об одном — окупится или нет?
Потому что если этот фильм не окупится, мы потеряем то, что с таким трудом пробивало себе дорогу к свету. Потеряем то, что уже казалось потерянным раньше — но теперь уже навсегда.
И это печально, потому что сама идея судей в своем роде уникальна — это человеческая воля, подавляющая субъективные чувства без вмешательства извне. В этой сфере можно провести некоторую аналогию с «Эквилибриумом». Но в фильме с Бейлом на первый план выводится борьба с собой, поиск истины и борьба с системой. Институт клериков вершил правосудие по навязанным «сверху» идеалам.
Дредд преподносит нам подобную историю, но «снизу». Идеалы не были навязаны — они стали следствием развития человечества и его упадка, превратившего планету в пустыню, а закон — в объект насмешек и попирательств. И в этом мире борьба ведется уже не с системой, навязавшей идеалы, а с человеческой сущностью, любые идеалы презирающей, грязной, кровавой и ужасной.
Постапокалиптический мир показан довольно атмосферно, однотипные строения и однотипные районы наводят на мысль, что везде происходит то же самое, что и в «Peach Trees».
Здесь, в здании, двое судей. Пока они не умрут, заслонки будут опущены.
В данной перспективе борьба судей за закон кажется ничтожной, бесполезной, но оттого еще более великой. А сами судьи — триумфом человеческой воли над субъективными качествами людей.
В свете принятых порядков существует Дредд. С самого начала он предстает машиной, роботом без чувств, лишь орудием кары, которое этот мир заслужил в наказание за свои поступки. Его суровость узнается уже на этапе знакомства со стажером Андерсон. Он презирает ее. Потому что она не прошла тесты, но была зачислена за свои сверхспособности.
Его неприязнь видна невооруженным взглядом, хоть и скрыта за шлемом и правилами аттестации стажеров. Оттого еще интереснее наблюдать за тем, как отношения судья-стажер из отрицательных по ходу фильма превращаются в… командные (все же это не дружба, судья должен оставаться один).
Андерсон — не судья, в ней нет той воли, нет жестокости и веры в четкую границу между черным и белым, которую диктуют своды законов. Она — противоположность. Но она дополняет Дредда, со временем помогая ему понять, что судья — это не только баллы за тесты и знание закона. Это еще и умение чувствовать.
Вместе с тем ее изменение к концу фильма сопоставимо с изменением самого судьи — оно в губах, движениях, поступках. Оно неуловимо, но заметно — и от этого кажется таким важным.
Я — ЗАКОН!
При всей своей атмосферной великолепности Дредду явно не хватает масштаба. То и дело кажется, что еще чуть-чуть и начнется такой зубодробительный экшн, что ваша крыша улетит на Плутон и спрячется на его темной стороне до спокойных времен.
Но этого не происходит, увы. Заменой такому экшну выступает пара-тройка сцен с перестрелками (да, да, я говорю сейчас в первую очередь про уничтожение целого яруса тремя пулеметами типа «Вулкан») и речь Дредда с долгожданной фразой «Ма-Ма не закон. Я — ЗАКОН!». В целом же, картина сохраняет определенный темп на протяжении всего времени, изредка замедляясь для демонстрации эффектов слоу-мо, которых в фильме достаточно.
Ты не спросил, где второй судья.
Вместе с идеалами Дредда с одной стороны в фильм вносится и его противоположность — продажность, проникшая даже в судейский корпус, делая мир еще хуже, а Дредда еще более внушительной фигурой. Делая фразу «И это великий Дредд?» понятной нам без лишних объяснений. Да, это великий Дредд, пусть мы не знаем историю его поступков — мы видим его, и этого достаточно.
— Пробьет эта штука сто уровней? А двести?
-.. .
— Так и знал.
Расстраивает в фильме линия главного зла. Какое-то оно получилось бесформенное и непонятное. Слишком мало экранного времени вкупе с отсутствием какой-то идеи, кроме как завалить Мегасити наркотиками. Не тянет Ма-Ма на такую силу, какой предлагается. Хотя страх на население «Peach Trees» наводит изрядный.
В оригинальном фильме 1995 года со Слаем идея у главного антагониста была. Он не наркотой торговал.
Нарочно не буду сравнивать Урбана и Сталлоне — ни к чему здесь спор «какой же Дредд лучше?». Возьмите и посмотрите. А затем сравните, если захочется — а я, пожалуй, воздержусь.
Она прошла.
8 из 10
Оставить комментарий