Игры разума под музыку в стиле «транс».
Главный герой (впрочем, главенство персонажей в этой запутанной истории постоянно подвергается сомнениям и пересмотрам) нового фильма Дэнни Бойла — Саймон (Джеймс МакЭвой), маленький человек с большими проблемами, в список которых, помимо тех, что открываются по ходу действия, входят вскользь упомянутые наркотики, неудержимая тяга к азартным играм и знакомство с криминальным авторитетом Фрэнком (Венсан Кассель), готовящим кражу картины Гойи стоимостью более двадцати миллионов евро. Дело в том, что Саймон работает распорядителем аукциона, в обязанности которого входит обеспечение безопасности лотов в случае чрезвычайной ситуации, которая при прямом участии Фрэнка и его банды не замедлит случиться. Хороший план, профессиональная реализация — вот только в руки бандитов попадает пустая рама, а Саймон, получив прикладом по голове от своего подельника, совершенно не помнит, куда он дел дорогостоящее полотно. Успешно зарекомендовавшие себя методы терапии, вроде вырывания ногтей, в данном случае демонстрируют свою полную неэффективность, после чего Фрэнк решает прибегнуть к помощи специалиста по гипнозу. Ей оказывается доктор Элизабет (Розарио Доусон), которая быстро просекает фишку и начинает свою игру, используя не только профессиональные, но и чисто женские уловки…
Бойл — режиссер выдающийся (именно его имя на афише погнало меня в пустой кинозал на дневной сеанс), со своим хорошо узнаваемым визуальным стилем, со своими «обморочными» размытостями световых пятен, неожиданными ракурсами ручной камеры, клиповым монтажом и постоянно звучащей музыкой, идеально подобранной «под картинку» и становящейся важной частью происходящего на экране. В случае с новым фильмом Дэнни еще активнее прибегает к «киножульничеству», добивая и без того напряженное внимание зрителя жестко и безостановочной электронной музыкой в стиле «транс», которая даже не самое активное действие некоторых эпизодов разгоняет до эмоционального максимума, заставляя если не кусать ногти, то нервно вжиматься в кресло. Однако, приглядевшись (а, точнее, прислушавшись) можно заметить, что перегруженный и грохочущий транс — это музыка Саймона, демонстрирующая его мечущуюся натуру. У Фрэнка бэкграундом играют ретро-шлягеры, превращая его из мелкой шушеры в романтика криминального мира, у которого «офис» расположен на свалке металлических отходов, зато дома есть свой бассейн. А вот Элизабет сопровождает мягкий и шелковистый лаунж, своей нарочитой загадочностью и интимностью словно очерчивая границы ее сексуальности, которая становится для режиссера своего рода фетишем (помимо постоянно возникающих на экране ночных лондонских магистралей, эстакад и развязок, намекающих на запутанность сюжетной линии) — повинуясь его командам, камера не отходит от Доусон дальше чем на метр, смакуя экзотическую грацию ее тела, вторгаясь в те интимные зоны, из-за которых фильм получил ограничение до восемнадцати лет, умудряясь попутно объяснить эту позволительную прихоть Бойла культурологическим и морально-этическим символизмом великих произведений искусства. Под этот музыкальный аккомпанемент вокруг троицы героев разворачивается странная нелинейная история алчности, страсти, ревности и болезненной увлеченности, в которой угадываются каноны классического английского авантюрного детектива, криминальной драмы, эротического триллера и модного в последние года копания в подсознании, основанного на желании понять, насколько реальна реальность и до каких пределов можно доверять своей памяти. Подобные копания обычно заходят слишком далеко, и Бойл свободно гуляет по этим границам дозволенного, развивая понятный и приспособленный по первости под «среднестатистического» зрителя сюжет о поисках картины (возвращаясь, можно сказать, к истокам своего творчества, в герметичное пространство «Неглубокой могилы») в психопатологический нуар, в котором легко уживаются отстреленные говорящие головы и яйца (слава богу, не говорящие), копание в полуразложившемся трупе, смакование бесконечных флэшбэков и неожиданная романтика финала, когда самая последняя сцена своим музыкальным (опять же) сопровождением и душевным посылом отсылает чуть ли не к концовке фильма «Пляж». Конечно, удержать все это вместе довольно трудно, и, помимо упомянутого выше «жульничества» с грохочущей музыкой, режиссер и автор сценария вводят в сюжет кучу странных, и порой нелогичных допущений, которые в реалистичные видения Саймона вписываются хорошо, а вот в «настоящую» реальность — как-то с натягом. Элизабет, несомненно, повезло, что ей попалась прямо-таки целая группа мужчин, легко поддающихся гипнозу, достаточно лишь щелкнуть пальцем — или призывно улыбнуться, приглашая в свою постель и свои объятья. Может быть, неспроста на афише фильма не первом плане находится именно она? А, может быть, это история Фрэнка, который впутался в дебри чужого подсознания и сам оказался этому не рад? По-крайней мере актерская игра Касселя совершенно точно оттягивает на себя львиную долю внимания зрителей, скорее, даже зрительниц. Меняя жанровые клише, Бойл меняет раз за разом главенство того или иного персонажа, то заставляя доминировать женскую энергию с ее манящей хитростью, то мужскую, с ее нахрапистым насилием и бессилием против собственных ментальных перекосов — в результате получается фильм без главного героя, точнее, его место занимает нематериальное понятие под названием «транс», в котором пребывают все персонажи, движимые силой памяти и внушения, и в который постепенно погружаются и зрители, ведомые к кровавому финалу самыми темными закоулками обуреваемого страстями разума.
Может быть, моя следующая реплика после всего вышесказанного покажется неожиданной, но «Транс» — не лучший фильм культового британского режиссера. Отчасти потому, что это типично «Бойловская» картина, насыщенная фрагментарными отсылками к предыдущим работам мэтра — о чем-то уже сказано выше, помимо того, если хотите, даже искалеченные крупным планом руки Саймона напоминают о «проблемах» главного героя «127 часов», да и другие пересечения поклонник режиссера легко заметит. Нет-нет, это отличное кино, достойное похода в кинотеатр, просто в нем чувствуется изначальная вторичность трендов (думаю, многие еще на стадии трейлера подумали об «Inception» Нолана, здесь тоже есть свой волчок, который неизвестно еще упадет или нет), но с ней Бойл успешно борется, в своей узнаваемой манере постоянно смещая акценты, но все таки…Крепкий и динамичный триллер с отличным актерским треугольником, полный неожиданных поворотов и вопросов об истинной сути каждого из нас и того, на что мы готовы пойти, чтобы получить на них ответы или же наоборот, навсегда стереть эти вопросы из памяти.
Оставить комментарий