До того, как поступить на работу в «Корпорацию Монстров», Майк и Салли изучали искусство пугать в одном колледже. А перед тем, как стать закадычными друзьями, они были злейшими врагами.
С сиквелами у pixar отношения неоднозначные. Фильмы из «Истории игрушек» словно взбирались на плечи друг другу: каждый из них становился все более значительным и глубоким, и в конце концов дошло до того, что взрослые люди заливались слезами при мысли о том, что какой-то кусок пластмассы может расплавиться. С другой стороны, «Тачки 2» вообще были ни о чем. Это был единственный случай, когда студия проявила некое подобие цинизма при планировании, изменив собственному правилу «история превыше всего». С облегчением извещаем вас, что «Университет монстров» по своему духу куда ближе к «Игрушкам…».
Для самых внимательных уточним, что это первый пиксаровский приквел, а не четвертый сиквел. А снимать приквел в данном случае – дело довольно мудреное, поскольку в конце первого фильма выясняется, что Монстрополис, родной город всех бук, прячущихся под детскими кроватками, построен на лжи. Работники корпорации из кожи вон лезли, чтобы до полусмерти напугать детишек, а надо было смешить их до упаду, поскольку смех, оказывается, дает больше энергии, чем плач. Так что чисто технически это фильм о том, как молодежь расшибается в лепешку, чтобы научиться делать все не так и пустить на ветер следующие лет десять своей жизни. Это описание точное и даже вполне уместное, но как-то не вдохновляет.
Режиссер Дэн Скэнлон, он же один из сценаристов наряду с Дэниэлом Джерсоном и Робертом Л. Бэйрдом, прекрасно это понимает, и поэтому его фильм вовсе не о том, как Джеймс П. Салливан и Майк Вазовски пришли работать в «Корпорацию Монстров», и даже не совсем о том, как они стали друзьями. Естественно, эти линии в «Университете…» имеются, но в основном это картина о том, как наши герои стали теми людьми (пардон, монстрами), которых мы видели в первом фильме. А это совсем иная история, куда более интеллектуальная, и рассказать ее намного сложнее. Как и в «Суперсемейке», которая учила зрителей, что не каждому дано быть особенным, и что нет ничего плохого в том, чтобы показать, какой ты есть на самом деле, в «Университете монстров» есть ясная и реалистичная основная идея: то, что ты хочешь делать – это не обязательно то, что тебе предназначено. Подобная мысль просто уничтожила бы участников «Фабрики звезд», прочих «Икс-факторов», а также любого, кто держит дома книги типа «Как самому изменить свою жизнь».
В начале Майк – крохотный бука с ножками. Друзей у него нет, зато уверенности в себе хоть отбавляй.
После экскурсии на этаж страха «Корпорации монстров» он хочет лишь одного: стать величайшим пугальщиком в истории. Следует перемотка вперед, в его первый день в колледже, где он записывается на курс пугания. Майк головы не поднимает от учебников, а вот у Салли, его однокурсника, в роду у которого поколения успешных пугальщиков, все получается само собой, он выезжает на природном таланте. Из-за случайной ссоры обоих выгоняют, и оба горят желанием восстановиться. Продолжать рассказ означало бы раскрыть множество хитроумных поворотов сюжета, который редко следует проторенными тропами, однако заметим, что в историю весьма элегантно вплетены персонажи первого фильма, среди которых Рэндалл, злодейства которого лаконично объясняются где-то за пару минут экранного времени. Короче говоря, это один из лучших сюжетов за все время существования Pixar.
Кроме всего прочего, студия еще и сдает зачет по комедиям из студенческой жизни, при этом безо всяких стандартных атрибутов жанра, таких как пьянки, секс и публичная нагота (хотя кто-то может возразить, что главные герои вообще-то всегда ходят голыми). Однако прочие критерии в наличии: общаги студенческих братств (за возможность покаламбурить с греческими буквами в фильме ухватились всеми лапами), университетские говнюки и наводящая ужас деканша, которая в некоторых сценах настолько убедительно доказывает, что мы имеем дело с монстрами, а не с плюшевыми игрушками, что вполне может напугать маленьких детей (а скорее всего – их родителей).
Возможно, в «Университете Монстров» и меньше гэгов, чем в «Корпорации…», однако это не значит, что они менее смешны. В основе их лежат скорее наблюдения, чем убойные хохмы. Все новые персонажи тоже хороши, в особенности братство неудачников, которых до боли жаль. При всем своем восторженном отношении ко всему новому, Скэнлон никогда не забывает, о чем его фильм. Даже если бы «Корпорации монстров» вовсе не существовало, «Университет…» остался бы лентой о двух тинейджерах из совершенно разных семей, которых объединяет единая цель. Он не пытается затмить своего предшественника – наоборот, он обогащает «Корпорацию». Именно таким и должен быть сиквел.
Оставить комментарий